Полным ходом идет подготовка ко второму чтению в Государственной думе РФ законопроекта № 59728-6, кардинальным образом меняющего систему финансирования капитальных ремонтов в России. Какой она будет, обсудили на про-шедшем в Ростове-на-Дону всероссийском совещании с участием членов комитета по ЖКХ Госдумы РФ, местных чиновников, депутатов Законодательного собрания РО и представителей общественных и бизнес-сообществ.

Главная новация данного законопроекта — введение в квитанции за коммунальные услуги сборов на капитальный ремонт, взимаемых со всех собственников многоквартирных жилых домов. Данный платеж будет учитываться при расчете социальных льгот и субсидий. Он обязателен даже для жителей новостроек. Решением общего собрания жильцов отказаться от этого обязательства не получится, зато собственникам сообща можно и нужно решить: куда именно пойдут эти средства?

Законодатели предлагают жителям на выбор два варианта.

Первый — это «общий котел», который будет храниться на счетах специально созданного именно для этих целей регионального оператора. Поступающие от всех домов деньги будут выделяться на капитальный ремонт по составленному муниципалитетом списку.

Второй вариант — это специальный счет, где будут аккумулироваться платежи — персональный фонд дома. В этом случае жители несут полную материальную ответственность за свою общедомовую собственность, но и сами решают, какие именно работы и когда им нужно производить.

Полностью перекладывать многомиллионные затраты на капремонт на собственников не будут. Во-первых, до конца 2015 года продолжится работа Фонда реформирования ЖКХ. Однако с будущего года акцент переносится на работу с переселением жителей из аварийного жилья, а на капремонт выделяются достаточно скудные средства. При этом условия софинансирования существенно изменяются, в том числе повышается до 30% минимальный процент участия в оплате ремонтов жильцов. Во-вторых, в фонды региональных операторов будут поступать субсидии из регионального и муниципальных бюджетов. С такой позицией не согласны как многие депутаты, так и представители местных властей.

— Только за счет областного бюджета эту проблему решить невозможно. И даже треть от стоимости затрат на капитальный ремонт для многих — непосильные траты, — считает министр ЖКХ РО Сергей Сидаш.

Есть немало вопросов по предлагаемому законопроекту и у донских депутатов. Например, необходимость обязательного участия в системе финансирования капитального ремонта жителей «блочных» 4 — 16-квартирных домов. Не решен и вопрос с кредитованием собственников на капитальный ремонт: региональные банки в означенные в законопроекте рамки по уставному капиталу не проходят. Непонятна в предложенных вариантах функция управляющих организаций, спорна ситуация с жесткозакрепленным перечнем работ по капремонту…

Однако все обозначенные вопросы, по мнению авторов проекта, должны решать именно областные законодатели.

— Полномочия по определению механизма работы системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов будут переданы с федерального уровня на региональный, — подчеркнула председатель комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. — Все законодательные моменты — от устава региональных операторов до способов контроля за потраченными средствами — будут решаться на местах, в зависимости от специфики региона. От федеративного центра — только методические рекомендации.            

Спустя несколько дней после всероссийского совещания во время встречи с руководителями фракций Государственной думы президент РФ Владимир Путин отметил: полностью перекладывать на плечи граждан проведение капитальных ремонтов — недопустимо, люди не в состоянии вынести это бремя. Стоит надеяться, что данное замечание будет учтено, как и многочисленные вопросы региональных властей, к 11 декабря, когда законопроект № 59728-6 во второй раз предстанет на суд федеральных законодателей, и, кроме «бремени собственника», в нем будут четко прописаны и обязанности государства.