Новочеркасск входит в «лидеры» Ростовской области по проблемам в сфере ЖКХ. В этом мы убедились: каждый читатель, пришедший на встречу с журналистами «Нашего времени», обязательно упоминал и жилищно–коммунальные беды…

Да кто они такие?!

Самая острая проблема: людей лишают субсидии на коммунальные платежи.

—  Я звание ветерана труда своей работой заслужила. Кто они такие, чтобы отменять мое право на льготу?!  — Надежда Крохмаль почти плачет: ей не только отказали в социальной помощи, но еще и угрожают судебным иском.

Де–юре коммунальщики правы: как и все остальные жители дома на ул. Гвардейская, 36, она не платила за общедомовые потери — огромные суммы женщина сочла чьим–то мошенничеством. Каких–либо объяснений или обоснований начисленному Надежда Тимофеевна не получила — на нее подали в суд…

Таких историй по городу — сотни. Однако под шумок борьбы с должниками льгот лишают и платящих по всем счетам граждан. Инвалид 3-й группы Олег Ушаков вынужден решать вопрос о восстановлении субсидии чуть ли не раз в квартал, хотя в его случае о неуплате или задержке с оплатой и речи быть не может.

—  Я заключил договор со Сбербанком на безналичное перечисление. В банке мне отчитались по каждому месяцу  — средства уходят на счета в срок, — рассказывает наш читатель, демонстрируя платежки. — Но деньги каким–то образом «теряются». Разбираться никто не хочет, отвечают: «это ваши проблемы, вы и выясняйте, что происходит».

Полученные на встрече с читателями жалобы мы тут же переадресовали и.о. заместителя главы Новочеркасска по социальным вопросам Елизавете Жирковой.

—  Соглашение о прямой передаче ресурсоснабжающими организациями  списков должников в отделы соцзащиты заключено на уровне области, — поясняет ситуацию Елизавета Юрьевна. — Сейчас мы  готовим предложения о возможности пересмотра порядка формирования списка задолжников. Мы предлагаем, чтобы в эти списки попадали те льготники,  которые не оплачивают текущие платежи на протяжении двух  полных месяцев.

По словам Елизаветы Жирковой, чаще всего проверка выясняет правоту ресурсоснабжающих организаций — в большинстве случаев речь идет о неплатежах за общедомовые нужды. Однако она пообещала: случаи обратившихся в «НВ» граждан пофамильно разберут на ближайшем заседании руководителей муниципалитета и ресурсоснабжающих организаций.

Откуда долги–то?

Сами горожане считают судебные иски и лишения льгот «публичной поркой». По мнению новочеркасцев, таким образом жителей «учат» платить по счетам без возражений и разбирательств. Между тем интересный эксперимент провела член совета дома Татьяна Черкасова: она начала фиксировать показания индивидуальных и общедомового счетчиков в обычную тетрадку, чтобы выяснить, откуда же возникли огромные общедомовые потери в доме с отремонтированными пару лет назад электропроводкой и водопроводом.

Собственно потерь Татьяна Ивановна так и не нашла, но как–то постепенно начисления на общедомовые нужды снизились в квитанции с 200–500 рублей сначала до 20 копеек, а с этого года и вовсе ушли в минусовые показатели. С педантично зафиксированными расчетами ресурсники спорить не рискуют, но вопросы перерасчета игнорируют.

Поводом для лишения коммунальной субсидии  может стать и внезапно всплывший долг за прошлые годы. В Новочеркасске практикуются «агентские договора» — оплата напрямую ресурсоснабжающим организациям.  пользуясь правом начислять платежи, ресурсники легко вписывают недостающие за 2009–2011 годы средства в квитанции 2013 года. Например, сразу несколько жителей дома ул. Буденновская, 181 признались — непонятно откуда возникшие долги они были вынуждены  оплатить под угрозой лишения льгот, но о причинах своей внезапной задолженности так и не узнали.

В основном споры в начислениях происходят с местным ДЭС, а вот в ТСЖ дома по пер. Юннатов, 4 откуда–то возникли и долги перед МУП «Теплосети» за горячую воду с 2010 года, хотя жители уже несколько лет платят по общедомовому счетчику. Как долги образовались и почему – отвечать жителям не считают нужным, лишь настойчиво вписывают в квитанции все новые задолженности (то растущие, то уменьшающиеся без всякой логики). «Нас никто не слышит, с нами не хотят разговаривать!» — жаловались десятки человек, пришедшие на встречу с журналистами. 

 «Унаследованным хамством» считает текущую ситуацию в отношениях с жильцами и.о. заместителя главы Новочеркасска по ЖКХ Владимир Чмулев.

—  За первые месяцы работы новой администрации подвижки все–таки есть: вал жалоб от жителей уменьшается, — констатирует он. — Но зачастую ситуации приходится разрешать в ручном режиме, именно поэтому особенно важна и активность советов домов. Вопросы с начислениями должны решать управляющие компании — неспособных на это нужно менять. Мы можем организовать встречу жителей с руководством УК, помочь организационно, но выбор – за жильцами.

Особую надежду на прозрачность начислений в городской администрации возлагают на создающейся в данный момент единый расчетный центр — это даст возможность вернуться к единой квитанции и отслеживать все расчеты ресурсников. В ином случае разобраться с «долгами» силами муниципалитета практически невозможно.

Обнаруживайтесь — инвентаризуем

Еще одна коммунальная проблема в Новочеркасске — бесхозные объекты. Один из таких — кусок водопроводной трубы, ведущей к колодцу дома на ул. Буденновской, 34.

—  По самой улице идет магистральная труба «Водоканала», — чертит схему  Евгений Островский. Два месяца назад он на практике ощутил, что такое «бесхоз». — От общедомового колодца к дому трубу обслуживает наша управляющая компания. А вот кусок между этими участками — ничей. Он–то постоянно и рвется!

В последний раз  порыв случился 19 декабря, устранили его 10 января полностью за деньги жильцов. Отправленные за этот промежуток десятки писем в департамент ЖКХ, мэру города и в прокуратуру никаких результатов не дали – за почти месяц безводной жизни жителей дома отвечать некому.

—  В Новочеркасске без хозяина не только километры инфраструктуры, но даже фонтаны, — признает и.о. заммэра по ЖКХ. — Сразу решить этот вопрос невозможно: для принятия коммунальных сетей в собственность муниципалитета нужны деньги на оформление документации — в принятом на этот год городском бюджете их нет. Пока изыскиваем средства и проводим инвентаризацию: бесхозные объекты должны сначала «обнаружиться» — обо всех подобных ситуациях мы просим сообщать в городской департамент ЖКХ.

Бесхозные сети бывают и в самом жилом доме: пользуются жители газом уже лет двадцать, а при установке счетчика вдруг выясняется — по документам дом–то не газифицирован (что не мешает горгазу ежемесячно присылать квитанции на оплату ресурса жильцам). Куда делись обязательные при подключении газа документы и на каком основании тогда ресурсоснабжающая организация вообще выставляет счета в «негазифицированный» дом – вопрос по традиции остался открытым.

Как добиться правосудия?

К сожалению, во многих случаях вопросы из сферы ЖКХ уже перетекли в явно криминальную — уголовных дел по управляющим организациям в городе заведено немало. Жильцы дома по ул. Первомайской, 164 просят выяснить, сколько же должно длиться следственное разбирательство по ст. «мошенничество» в сфере ЖКХ? Два года назад председатель их ТСЖ без ведома жильцов внезапно превратилась в ИП по обслуживанию дома, не упустив при этом бразды правления. Так же внезапно выяснилось, что их дом оброс многомиллионными долгами. Вроде бы и доказали уже жители, что переход от ТСЖ под управление к ИП   незаконен, и результаты аудита у них на руках, но… Уголовное дело заведено еще в прошлом году, до суда не дошло до сих пор (хотя по некоторым фактам уже истекает срок давности). Квитанции об оплате от «управляющей организации ИП» приходят и по сей день. Примечательно, что на встречу по этому же поводу  к нам подошли еще несколько человек из других адресов: пострадали от действий этой женщины и еще два стоящих неподалеку дома.

Один из случаев фиктивного капремонта произошел с домом по ул. Буденновской, 179. Начался ремонт в августе 2011 года: сделали абы как часть работ и не уложились до конца года. Тогда местные власти пообещали: все недоделки и оставшиеся строки капремонта выполнят в следующем году. Жильцы терпеливо ждали и дождались лишь ответа об отсутствии средств…

—  Помогите нам отбиться от захватчиков! — взмолилась активист дома по ул. Буденновской, 185 Татьяна Пантюшина. — В свое время не работали, а теперь отпускать не хотят.

Речь идет о еще одной классике ЖКХ–произвола – «сдвоенные дома». Жители полгода назад перешли в другую управляющую компанию, однако старая УК все продолжает присылать квитанции. В данный момент война идет вовсю: поддельные квитанции, порча информационных стендов, агитки — полный комплект. Люди запутаны, правоохранительные органы бездействуют.

… последние вопросы от читателей мы получили уже на пороге автовокзала. А жалобы на незаконные лишения коммунальных льгот, огромные начисления за общедомовые потери и беспредел управленцев поступают в редакцию «НВ» от жителей Новочеркасска и по сей день. Ответы на заданные нашими читателями вопросы и подробные комментарии беспокоящих жителей Новочеркасска явлений мы опубликуем по мере поступления разъяснений.   

 

p.s. Когда материал готовился к печати, стало известно: на последнем совместном совещании представителей городской администрации и ресурсоснабжающих организаций были подняты и вопросы наших читателей. На совещании обсудили правовые вопросы и наметили совместные мероприятия по стабилизации ситуации. Руководители ЗАО «Донэнергосбыт» согласились с необходимостью пересмотреть порядок  формирования списка задолжников.

Управление труда и социального развития, в свою очередь, продолжит работу по выявлению льготников, ошибочно включенных  в эти списки. Подробную информацию и консультацию можно получить по телефону: (8635) 22–39–90 (отдел льгот и социальных выплат Управления труда и социального развития Администрации города Новочеркасска).