В редакцию «НВ» обратился наш читатель из Гуково: из–за плохого качества воды вынужден регулярно снимать фильтр перед счетчиком и чистить его. Однако потом приходится вызывать сотрудников водоснабжающей организации и повторно оплачивать пломбировку. За это с него берут 215 рублей. Насколько это законно?

Согласно ст. 20 п. 5 ФЗ  «О водоснабжении и водоотведении» от 23 ноября 2011 г.  приборы учета воды размещаются на границе эксплуатационной ответственности абонента. При приеме в эксплуатацию счетчика воды действительно производится опломбирование не только самого прибора, но и соединительных гаек и фильтров. 

Они пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение  и с которыми заключены договоры  без взимания платы с абонента. Исключение:  когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Вот тут и есть основная проблема: является ли виной нашего читателя стремление получать хороший напор чистой воды? По словам специалистов, именно на это нашему читателю стоит обратить особое внимание: соответствующая санитарным нормативам вода не может вызывать необходимость регулярной чистки фильтра! Если физическое загрязнение воды настолько существенно – это уже предоставление некачественной коммунальной услуги. С жалобой следует обращаться в первую очередь в обслуживающую дом организацию (управляющую компанию или ТСЖ), даже если вы оплачиваете за воду непосредственно ресурсникам. Проблема может быть в водопроводе дома, а значит, поставщик воды здесь ни при чем и имеет полное право взимать эту плату. Если же вода уже в таком качестве поступает в дом — одной бесплатной заменой пломб на фильтрах и перерасчетом за некачественную услугу (по постановлению Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг») здесь не обойтись! В помощь жителям — надзорные органы: областная жилищная инспекция и Роспотребнадзор.

Пока же будут разбираться в причинах грязи в воде, можно использовать и компромиссный вариант – снизить цену за пломбу до приемлемой. Например, при опломбировании счетчика водоснабжающая организация может предложить потребителю приобрести за свой счет пломбу и пломбировочную проволоку — так же, как это происходит с покупкой самого счетчика. Законодательно такая возможность прописана нечетко: исходя из судебной практики, решаются как в пользу потребителя, так и в пользу водоснабжающей организации. Поэтому данный вопрос стоит напрямую обговорить с руководством фирмы. 

К сожалению, поадресно решить данный вопрос не удалось. Мы передали данные, указанные на почтовом конверте, в водоснабжающую организацию с просьбой на месте выяснить ситуацию, однако специалисты «Донской водной компании» по данному адресу нашего читателя не нашли. Однако заверили: по письменной претензии, направленной в гуковский филиал организации, в обязательном порядке проведут служебное расследование и постараются найти приемлемый для обеих сторон вариант. 

Консультируя нас по данному вопросу, специалисты  Ростовского Центра стандартизации и метрологии обратили внимание — вышесказанное касается именно пломб, фиксирующих границу ответственности.  А вот пломбы, установленные на самом счетчике и препятствующие доступу к элементам его конструкции, несут оттиски клейм завода–изготовителя счетчика или оттиски поверительных клейм. И согласно п.1.7  Правил по метрологии ПР 50.2.006–94 «Порядок проведения поверки средств измерений»  при их нарушении проводится внеочередная поверка счетчика.

p.s. Пока данный материал готовился к печати, пришло сообщение на аналогичную тему. В настоящий момент по схожему случаю происходит расследование в Ростовском УФАС по отношению к ОАО «Донэнерго». Жители жаловались на взимание платы за опломбировку электросчетчиков: ресурсоснабжающая фирма вручала квитанции за это на 692 рубля, мотивируя: «это оплата проезда сотрудника фирмы до адреса и обратно». Однако по закону проезд к месту опломбирования прибора учета входит в перечень действий, необходимых для выполнения работ, и обязан оплачиваться сетевой организацией.