На Дону проходит серия гражданских форумов, посвященных актуальным проблемам социально-экономического развития области. Активисты общественных движений, специалисты, ученые, чиновники высокого уровня, депутаты, собравшись вместе, обсуждают пути дальнейшего движения вперед по наиболее ключевым для нашего края направлениям. Уже прошел форум в Волгодонске, где состоялся разговор о судьбах донского здравоохранения. А на днях в Новочеркасске в центре внимания участников гражданского форума оказались вопросы развития дорожной отрасли.
КАК И В ВОЛГОДОНСКЕ, в работе новочеркасского форума «Дороги Дона», проходившего в аудиториях и атриуме главного корпуса
Хотя кроме шуток есть и дела. И дела эти показывают, что за последние десятилетия дорожная ситуация радикально изменилась и продолжает меняться в лучшую сторону. Как в стране, так и у нас на Дону. В этом смысле минувшие 15 лет стали для нашей дорожной отрасли прорывными. Сегодня в области существует развитая дорожная сеть.
Но теперь речь идет о выведении отрасли на принципиально новый виток развития. Особое внимание на этом этапе предстоит уделить муниципальным дорогам. Тем, что связывают села между собой и с магистральными автотрассами. Как отметил В. Голубев, финансирование строительства, ремонта и содержания таких дорог сегодня растет. Только в прошлом году на дороги местного значения было выделено более 4 млрд. рублей. В текущем году эта сумма составила уже 5,3 млрд. И финансирование дорожной отрасли будет продолжаться возрастающими темпами:
Сегодня более 13,5 млрд. рублей идет на эти цели. В следующем году эта сумма вырастет еще на миллиард. Для сравнения до 2011 года объем средств был в три раза меньше, а на муниципальные дороги вообще ничего не шло. До 2010 года в области более 300 населенных пунктов не имели дорог с твердым покрытием. В прошлом году мы начали делать эти дороги. Активность в этом году совершенно другая. Этот процесс будет заметно меняться и в следующем году
Соответственно меняются и организационные подходы к дорожному строительству. В муниципалитетах создаются свои дорожные фонды. Но это не просто появление дополнительных возможностей для местных властей. Это означает и рост их ответственности. Именно местному самоуправлению предстоит оценить потребности в финансировании строительства, ремонта и эксплуатации муниципальной дорожной сети на следующий год. Они же должны готовить
СВОЯ немалая доля ответственности и у дорожников. Губернатор убежден: они должны отвечать не только за сдачу дороги, но и за ее работу в течение определенного времени. То есть речь идет о своеобразном гарантийном сроке, устанавливаемом еще на стадии заключения договоров подряда:
Эти нормативы должны гарантировать применение санкций к дорожникам за некачественную работу либо дорожник должен иметь право на новое строительство, если умеет работать хорошо
Областной минтранс уже получил губернаторское поручение разработать перечень мер, направленных на усиление контроля в сфере дорожного строительства. Как заметил В. Голубев:
Битву нужно выигрывать до победы. Начиная строить дорогу, надо знать, каким образом ты ее построишь. Использовать соответствующие материалы, технологии
Как видим, терминология почти боевая. И она вполне применима к разворачивающейся сейчас на Дону атаке на остатки бездорожья. Задача, которую поставил губернатор, форсировать строительство дорог.
ВЕРОЯТНО, организаторы форума именно такой боевой настрой имели в виду, когда у каждой аудитории НПИ, где заседали секции форума, выставили посты из студентов, одетых в военную форму. Хотя вещи за дверями секций обсуждались сугубо мирные.
Так, одно из заседаний было посвящено борьбе с транспортными пробками, ставшими настоящим бичом больших городов и автомагистралей. Скажем сразу: особых Америк собравшиеся за «круглым столом» не открыли. Но обсуждая проблему, смогли почувствовать ее масштаб и понять, что наскоком задачу, требующую комплексного подхода, не решить. И это поможет каждому из них на своем участке работы избежать ошибок и промахов, подобных тем, что были сделаны в Ростове при монтаже широко разрекламированной системы «Безопасный город».
А ведь, помимо реанимации «Безопасного города», в ходе оптимизации транспортных схем в городах предстоит еще создать сеть парковок. И заинтересовать в них и население, и транспортников. В этой связи заслуживает внимание предложение, с которым выступил директор областного Центра безопасности дорожного движения Сергей Лиманов:
Надо создать выгодные экономические условия для перевозчиков, тех же таксистов, которые будут работать на отрезке от перехватывающей парковки до центра города. Придать им должный общественный статус и одновременно установить разумную плату для их пассажиров
А руководивший работой секции по проблемам подготовки кадров для дорожного хозяйства проректор по научной работе Ростовского государственного строительного университета Алексей Бескопыльный убежден, что на новый виток развития дорожная отрасль может выйти только при условии создания системы непрерывного специального образования:
Мы предлагаем организовать образовательный кластер, который бы объединил усилия всех образовательных учреждений
А еще донские ученые предлагают сформировать совместно со специалистами областного минтранса тематический план
Тогда наука действительно станет вносить вклад не только в будущее, но и в настоящее
С УЧЕНЫМИ нельзя не согласиться. Ведь строя автотрассы, дорожники не просто прокладывают путь из пункта А в пункт Б. Они формируют комфортную жизненную среду. Без преувеличения: состояние дорожной сети это еще и индикатор цивилизованности территории. К такой мысли за время работы форума неоднократно возвращался губернатор области:
Работа предстоит большая. Но игра стоит свеч, потому что, строя дороги качественно, мы заметно увеличим географию нового строительства. Потому что хорошие дороги это новые инвестиционные проекты и более комфортные условия жизни людей
Считая состоявшийся на форуме разговор исключительно полезным, позволившим обозначить точки роста дорожной отрасли и транспортной инфраструктуры в целом, В. Голубев верит:
Дороги придут в малые населенные пункты. Дороги пойдут по населенным пунктам. Те долгожданные и зачастую затянувшиеся обещания по ремонту и восстановлению дорог в микрорайонах начнут выполняться. Убежден абсолютно, что экономика региона от этого будет только выигрывать, потому что дорога это инвестиционная площадка. Хорошая дорога это сокращение времени на работу и с работы. Это комфорт жизни