Поставкой спецтехники фирма «Орбита–плюс» занимается с 1996 года, и за все это время лишь впервые столкнулась с ситуацией, когда заказчик просто отказывается принять собранные по заказу машины. Заказчиком при этом выступает администрация Ростова–на–Дону.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Минувшая зима доказала в Ростове есть существенные проблемы с коммунальной техникой. Выяснилось: из 190 коммунальных машин треть имеет степень износа более 60%, а пара десятков на все 100%. В итоге на маршрут во время разгула стихии смогла выйти в лучшем случае половина. После прямого указания губернатора РО, в марте муниципалитет объявил конкурс на поставку 16 единиц коммунальной техники комбинированного типа: такие должны были помогать в очистке Ростова и летом, и зимой.
Конкурс выиграло ООО «Орбитаплюс». В подобных аукционах эта ростовская фирма участвует уже несколько лет по всей России, но с администрацией РостованаДону в сфере ЖКХ заключила контракт впервые.
Собирать машины для родного города, да еще и непростой комплектации, принялись всей фирмой. По словам директора «Орбитыплюс» Николая Бредихина, получившийся вариант аналогов в России просто не имеет: под обозначенную в госконтракте сумму удалось подобрать интересные и, главное, удобные в обращении решения.
Неделями с заводов не вылезали, согласовывали все в ручном режиме, вспоминает начальник отдела спецтехники «Орбитыплюс» Евгений Каракуц, с гордостью демонстрируя готовые машины на стоянке. Выбирали наилучшие варианты: так, вместо обычных контейнеров для песка заказали нержавейку, поставили более мощный насос, удобные для водителей системы управления прямо из кабины и зарубежные детали вместо не особо прочных российских это будет работать, а не ломаться!
Приемку собирались провести торжественно: пригласить прессу и коллег из других областей продемонстрировать последнее слово дорожной техники. Однако вскоре такая радужная для всего города картина кардинально изменилась.
По словам директора «Орбитыплюс», о возможном переносе сроков выполнения заказа городскую администрацию они поставили в известность еще на апрельском совещании в мэрии.
Мы почти сразу после заключения контракта предупредили, что техника может задержаться, уверяет Николай Бредихин. По госконтракту на поставку отводилось меньше двух месяцев, из которых минимум десять дней «съедали» майские праздники. Мы подтвердили свою готовность выплатить все штрафы за каждый день просрочки, поэтому в тот момент никаких проблем это обстоятельство не вызвало. Однако в мае мы получили письменное требование доставить технику неукоснительно в срок под угрозой разрыва договора. Каклибо связаться после этого с представителями департамента ЖКХ Ростова мы не могли: ни на наши звонки, ни на письма они не отвечали.
В итоге доставленные, наконец, в первых числах июня машины уже оказались городу не нужны: принимать их в мэрии отказались, а 4 июня и вовсе подали судебный иск о расторжении договора. Мировое соглашение с обязательством выплатить штраф за просрочку до последнего дня ростовскую администрацию не устраивало, не принесли результатов и обращения в прокуратуру и УФАС по РО. Письмо на имя губернатора Ростовской области перенаправили обратно в ростовскую администрацию
Мы не отрицаем свою вину за задержку в выполнении заказа, признает Николай Бредихин. Такие случаи бывают как минимум в одном из десяти контрактов: цепочка в сборке машин по заказу достаточно длинная, случаются сбои. В таком случае мы без возражений платим штраф, но еще ни разу просрочка не была поводом для расторжения госконтракта! Машины уже простояли куда больше, чем их ждали: они все лето могли работать.
В городской администрации рисуют совершенно иную картину: сообщила фирма о срыве сроков только после направленной в их адрес претензии, хотя была обязана предупредить о готовности поставки за три дня до оговоренного в договоре срока. Более того, их банковская гарантия (платная страховка) на поставку техники оказалась недействительной, изза срыва сроков не выполнился другой договор на проверку качества машин сторонними экспертами, да и техника пришла не в той комплектации, которую заказывали. «Мы просто не имеем возможности принять такой заказ по бюджетному законодательству и были вынуждены обратиться в суд, пояснил заммэра по ЖКХ Владимир Арцыбашев. В ином случае, например, другая фирмапоставщик, проигравшая ранее конкурс, могла бы подать на нас в суд за заключение подобной сделки».
Подобные обвинения у руководителя «Орбитыплюс» вызвали недоумение. Он демонстрирует письма в администрацию, в которых указывались конкретные номера машин и окончательные сроки: техника должна была прибыть партиями с 3 июня. На руках у него и заключения экспертов Московского автодорожного техуниверситета (они были наняты по отдельному контракту, оканчивающемуся 10 июня), которые еще на этапе сборки уже были ознакомлены с технической «начинкой» и выдали свое подтверждение точности выполнения заказа и качества техники. Да и успели бы специалисты осмотреть машины, если бы технику приняли по мере поступления. С банковской гарантией тоже странность: мэрия обвиняет «Орбитуплюс» в подлоге, а руководство фирмы показывает полный пакет документов и счета на оплату данной страховки.
31 июля на заседании ростовского арбитражного суда встречный иск фирмы на принуждение к принятию уже поставленной техники был отклонен, а договор администрации Ростовской области и «Орбиты плюс» расторгнут. Такая ситуация, скорее всего, фирму не обанкротит это лишь один из нескольких десятков заказов, которые выполняются в «Орбите» в год. Но сбыть сделанные под конкретный госзаказ машины крайне сложно. Поэтому пойти навстречу единственному на данный момент предложению из городской администрации: не подавать апелляцию, «не ссориться и остаться друзьями» в фирме просто не могут.
И вроде мало дела рядовому ростовчанину до спора двух хозяйствующих субъектов: одни не рассчитали, вторые не уследили. Однако крайними в этой ситуации оказались именно они, все лето пробывшие в городской пыли изза нехватки коммунальной техники в рабочем состоянии. Успеют ли городские власти провести новый конкурс и получить достаточно сложный госзаказ к началу снегопадов? А уникальные машины, которые могли в день разгрузки сразу же выйти на маршрут и очищать город от пыли и мусора, до сих пор сами покрываются пылью на платной стоянке.
p.s. Когда материал готовился к печати, заметка о споре «Орбитыплюс» и ростовских властей уже была опубликована на городском информационном портале 161.ру, вызвав массу комментариев. Основной смысл отзывов заключался в «Явно не договорились». А еще в просьбах к журналистам выяснить, кто в прошлые разы выигрывал аналогичные конкурсы в Ростове и поставил не выдерживающую ни жару, ни морозы технику.
И, главное, не будет ли этот «ктото» единственным участником следующего муниципального конкурса, если договор с «Орбитой» всетаки будет расторгнут