Поставкой спецтехники фирма «Орбита–плюс» занимается с 1996 года, и за все это время лишь впервые столкнулась с ситуацией, когда заказчик просто отказывается принять собранные по заказу машины. Заказчиком при этом выступает администрация Ростова–на–Дону.

Минувшая зима доказала — в Ростове есть существенные проблемы с коммунальной техникой. Выяснилось: из 190 коммунальных машин треть имеет степень износа более 60%, а пара десятков — на все 100%. В итоге на маршрут во время разгула стихии смогла выйти в лучшем случае половина. После прямого указания губернатора РО, в марте муниципалитет объявил конкурс на поставку 16 единиц коммунальной техники комбинированного типа: такие должны были помогать в очистке Ростова и летом, и зимой.

Конкурс выиграло ООО «Орбита–плюс». В подобных аукционах эта ростовская фирма участвует уже несколько лет по всей России, но с администрацией Ростова–на–Дону в сфере ЖКХ заключила контракт впервые.

Собирать машины для родного города, да еще и непростой комплектации, принялись всей фирмой. По словам директора «Орбиты–плюс» Николая Бредихина, получившийся вариант аналогов в России просто не имеет: под обозначенную в госконтракте сумму удалось подобрать интересные и, главное, удобные в обращении решения.

— Неделями с заводов не вылезали, согласовывали все в ручном режиме, — вспоминает начальник отдела спецтехники «Орбиты–плюс» Евгений Каракуц, с гордостью демонстрируя готовые машины на стоянке. — Выбирали наилучшие варианты: так, вместо обычных контейнеров  для песка заказали нержавейку, поставили более мощный насос, удобные для водителей системы управления прямо из кабины и зарубежные детали вместо не особо прочных российских — это будет работать, а не ломаться!

Приемку собирались провести торжественно: пригласить прессу и коллег из других областей – продемонстрировать последнее слово дорожной техники. Однако вскоре такая радужная для всего города картина кардинально изменилась.

… По словам директора «Орбиты–плюс», о возможном переносе сроков выполнения заказа городскую администрацию они поставили в известность еще на апрельском совещании в мэрии.

— Мы почти сразу после заключения контракта предупредили, что техника может задержаться, — уверяет Николай Бредихин. — По госконтракту на поставку отводилось меньше двух месяцев, из которых минимум десять дней «съедали» майские праздники. Мы подтвердили свою готовность выплатить все штрафы за каждый день просрочки, поэтому в тот момент никаких проблем это обстоятельство не вызвало. Однако в мае мы получили письменное требование доставить технику неукоснительно в срок под угрозой разрыва договора. Как–либо связаться после этого с представителями департамента ЖКХ Ростова мы не могли: ни на наши звонки, ни на письма они не отвечали.

В итоге доставленные, наконец,  в первых числах июня машины уже оказались городу не нужны: принимать их в мэрии отказались, а 4 июня и вовсе подали судебный иск о расторжении договора. Мировое соглашение с обязательством выплатить штраф за просрочку до последнего дня ростовскую администрацию не устраивало, не принесли результатов и обращения в прокуратуру и УФАС по РО. Письмо на имя губернатора Ростовской области перенаправили обратно в ростовскую администрацию…

— Мы не отрицаем свою вину за задержку в выполнении заказа, — признает Николай Бредихин. — Такие случаи бывают как минимум в одном из десяти контрактов: цепочка в сборке машин по заказу достаточно длинная, случаются сбои. В таком случае мы без возражений платим штраф, но еще ни разу просрочка не была поводом для расторжения госконтракта! Машины уже простояли куда больше, чем их ждали: они все лето могли работать.

В городской администрации рисуют совершенно иную картину: сообщила фирма о срыве сроков только после направленной в их адрес претензии, хотя была обязана предупредить о готовности поставки за три дня до оговоренного в договоре срока. Более того, их банковская гарантия (платная страховка) на поставку техники оказалась недействительной, из–за срыва сроков не выполнился другой договор — на проверку качества машин сторонними экспертами, да и техника… пришла не в той комплектации, которую заказывали. «Мы просто не имеем возможности принять такой заказ по бюджетному законодательству и были вынуждены обратиться в суд, — пояснил заммэра по ЖКХ Владимир Арцыбашев. — В ином случае, например, другая фирма–поставщик, проигравшая ранее конкурс, могла бы подать на нас в суд за заключение подобной сделки».

Подобные обвинения у руководителя «Орбиты–плюс» вызвали недоумение. Он демонстрирует письма в администрацию, в которых указывались конкретные номера машин и окончательные сроки: техника должна была прибыть партиями с 3 июня. На руках у него и заключения экспертов Московского автодорожного техуниверситета (они были наняты по отдельному контракту, оканчивающемуся 10 июня), которые еще на этапе сборки уже были ознакомлены с технической «начинкой» и выдали свое подтверждение точности выполнения заказа и качества техники. Да и успели бы специалисты осмотреть машины, если бы технику приняли по мере поступления. С банковской гарантией – тоже странность: мэрия обвиняет «Орбиту–плюс» в подлоге, а руководство фирмы показывает полный пакет документов и счета на оплату данной страховки.

… 31 июля на заседании ростовского арбитражного суда встречный иск фирмы на принуждение к принятию уже поставленной техники был отклонен, а договор администрации Ростовской области и «Орбиты плюс» — расторгнут.  Такая ситуация, скорее всего, фирму не обанкротит – это лишь один из нескольких десятков заказов, которые выполняются в «Орбите» в год. Но сбыть сделанные под конкретный госзаказ машины крайне сложно. Поэтому пойти навстречу единственному на данный момент предложению из городской администрации: не подавать апелляцию, «не ссориться и остаться друзьями» — в фирме просто не могут.

И вроде мало дела рядовому ростовчанину до спора двух хозяйствующих субъектов: одни не рассчитали, вторые не уследили. Однако крайними в этой ситуации оказались именно они, все лето пробывшие в городской пыли из–за нехватки коммунальной техники в рабочем состоянии.  Успеют ли городские власти провести новый конкурс и получить достаточно сложный госзаказ к началу снегопадов? А уникальные машины, которые могли в день разгрузки сразу же  выйти на маршрут и очищать город от пыли и мусора, до сих пор сами покрываются пылью на платной стоянке.

p.s. Когда материал готовился к печати, заметка о споре «Орбиты–плюс» и ростовских властей уже была опубликована на городском информационном портале 161.ру, вызвав массу комментариев. Основной смысл отзывов заключался в «Явно не договорились». А еще в просьбах к журналистам выяснить, кто в прошлые разы выигрывал аналогичные конкурсы в Ростове и поставил не выдерживающую ни жару, ни морозы технику.

И, главное, не будет ли этот «кто–то» единственным участником следующего муниципального конкурса, если договор с «Орбитой» все–таки будет расторгнут…