Глава Региональной службы по тарифам РО Олег Николаевский на встрече с журналистами дал разъяснения по поводу социальной нормы потребления электроэнергии. Она введена в области 1 сентября. Больше полутора часов журналисты от имени своих читателей, слушателей и зрителей задавали вопросы и критиковали принятую систему. Чиновники отвечали на критику…

«Вилка» между тарифами на электроэнергию в рамках соцнормы и сверх ее составляет 39 копеек в городе, 27 копеек — в селе. Пример из жизни: если свою социальную норму на 100 кВт превысит одинокий горожанин, он переплатит около 16 рублей, а житель сельской местности — 11,2 рубля.

— По нашим подсчетам, оплата за электроэнергию по новой схеме у большинства жителей области изменится минимально, в пределах 20-50 рублей, причем изменения возможны в обе стороны, — пояснил Олег Николаевский. — К чему вообще весь этот шум, который возник вокруг социальной нормы потребления?!

По мнению руководства РСТ РО, пара десятков рублей «делают погоду» лишь для бюджетов малообеспеченных пенсионеров.  Однако эта категория населения защищена особой льготой:  в течение экспериментального года они и так весь потребленный объем электричества (вне зависимости от границ соцнормы) будут оплачивать по сниженному тарифу. А платить больше будут нежелающие себя ограничивать в потреблении электричества, и то — только за излишки.

А в чем подвох?

Звучит красиво, а в чем подвох?! Такой имеется: минимальная «вилка» между тарифами — лишь на время эксперимента, до июня 2014 года. А далее она будет только расширяться. Чиновники не скрывают: одна из задач внедрения соцнормы — снижение ценовой нагрузки на промышленников при перекрестном субсидировании. Поэтому, по прогнозам специалистов РСТ,  если базовый тариф (в пределах соцнормы) будет повышаться на 2-3% в год, то все необходимые энергетикам повышения цены в дальнейшем  переложат на тариф «излишка». То есть, возможно, через год лишние 100 кВт обойдутся нам уже не в 11-16, а сотню рублей.

Рано или поздно жителям все равно придется максимально «вжиматься» в рамки социального норматива.  Но почему были установлены именно такие границы? Принцип расчета «дешевого» объема электроэнергии для всей семьи («базовая соцнорма+50+20+…кВт*ч») придумали в Москве. А вот саму базовую  соцнорму для Ростовской области (96 кВт*ч) рассчитали уже специалисты РСТ РО. Это — среднее ежемесячное потребление 10 тысяч одиноко живущих ростовчан за 2012 год. По признаниям чиновников, полученные цифры они подвергали проверкам и уточнениям — по обозначенным в федеральном законе рамкам в социальный норматив должны уложиться 70% населения области. А смогут ли?

От теории к практике

Почему местные чиновники не учли необходимость использования кондиционеров летом и обогревателей в межсезонье в нашем климате? Специалисты РСТ после дискуссии с журналистами все-таки признали — у нас без использования климатических приборов обойтись трудно, их действительно можно отнести к понятию «социального минимума комфортного проживания».  Этот момент они пообещали учесть при подготовке предложений по изменению постановления правительства РФ №614.

А вот учитывать в расчетах необходимость использования обогревателей в домах с некачественно работающим теплоснабжением (частая ситуация, особенно в старом жилом фонде) в РСТ РО отказались.

— К тарифам некачественные коммунальные услуги напрямую не относятся, — пояснил Олег Николаевский. — Требуйте перерасчет! Мы проверяли на своем опыте: сэкономленная таким образом сумма как раз и составит затраченное на перерасход электроэнергии.

Также отвергнута была жалоба на огромные начисления за общедомовые нужды, которые в ряде городов подчас  превышают установленный социальный норматив даже без собственно показаний счетчика в квартире. «В Ростовской области действует установленный максимум подобных начислений — если общедомовые потери завышены, жалуйтесь в госжилинспекцию», — прокомментировали специалисты РСТ.

Нерадостна картина и для «нормативщиков», живущих по каким–либо причинам без счетчиков. Рассчитанный для них еще в 90–х годах норматив потребления электроэнергии, по объему которого им начислялась плата, значительно выше определенной в этом году соцнормы на то же количество человек в семье. Мало того: для «нормативщиков» соцнорма на домовладение будет рассчитываться с понижающим коэффициентом (от 0.9 до 0.7). А вот  сам принцип оплаты — на общих условиях: часть начисленного по нормативам потребления объема, составляющая соцнорму, — по пониженному тарифу, а остальное — по повышенному. «Как это «что делать?» Установить, наконец, счетчики», — прокомментировали чиновники. Но варианта действий для жителей, в чьих квартирах это технически невозможно сделать, предложить не смогли.

Менять, разумеется, будем…

По заверениям руководства областного РСТ, принципы и показатели в схеме расчетов по социальной норме потребления все–таки возможно изменить.

 «Мы для этого и участвуем в эксперименте, чтобы опытным путем определить все болевые точки и раньше остальных отработать эту схему на льготных условиях, — пояснили они. — Все ваши вопросы и мнения мы учтем, проанализируем и будем использовать в докладных как веские аргументы для изменения тех или иных правил и расчетов».

Так что судьба «социальной нормы» — и в ваших руках. Высказывайте свои соображения, давайте предложения. Наиболее востребованы обращения, подтвержденные расчетами ежемесячного потребления вашей семьи и ксерокопиями квитанций. 

Высказать свое мнение по поводу введения социальной нормы потребления электроэнергии  можно по телефону РСТ РО: (863) 263-50-55, факс: (863) 263-45-12, письмом по адресу: 344019, Ростов–на–Дону, ул. М. Горького, 295 либо по электронной почте rek@donpac.ru

А как у других?

Пять из семи регионов­первопроходцев, указанных в постановлении правительства РФ № 614, используют соцнорму не первый год. Первоначально такую систему расчетов за электроэнергию пытались внедрить в России еще в 1995 году: тогда идея с треском провалилась, однако со временем некоторые регионы России на такой вариант «раскачались». Из наших соратников по эксперименту: Красноярский край и Владимирская область перешли на расчеты по соцнорме в 2005 году, в Забайкальском крае и Нижегородской области ее ввели в 2006 году, в Орловской области такие расчеты стали использовать в 2010 году. 

Везде переход на подобную систему оплаты за электроэнергию проходил по–своему. В итоге на данный момент расчеты с учетом соцнормы потребления в регионах­«ветеранах» ведутся не так, как предписывается в федеральном постановлении № 614. По постановлению,  в расчете на семью соцнорма складывается из неравных частей (на первого проживающего — базовая норма, на второго +50 кВт*ч, на третьего и далее по +20 кВт*ч). В Нижегородской области базовая норма умножается на количество проживающих. В итоге здесь семья из двух­трех человек имеет соцнорму меньше, чем в Ростовской области, а из четырех — уже значительно больше. В Красноярском крае, кроме этого, еще и различают соцнорму на каждого  члена семьи и на одиноко живущего абонента (в этом случае его норма составляет не 50, а 100 кВт*ч).

И, похоже, приводить свои системы и схемы расчетов по соцнорме в соответствие с федеральным законодательством на местах не собираются.

…Кроме Ростовской области, в списке регионов­экспериментаторов понятие «соцнорма потребления электроэнергии» в новинку и для Самарской области.  Звоним местным коллегам, которые сообщают: Самарская область от участия в эксперименте и вовсе отказалась! А вот в министерстве ЖКХ Самарской области этот момент прокомментировали более обтекаемо: «На данный момент участие области в эксперименте – на уровне обсуждения.  Мы взяли по максимуму норму в 150 кВт*ч, однако дальше дело не пошло — народ был возмущен. Поэтому наше областное правительство обратилось к федеральным властям с предложением по изменению постановления № 614 и до получения ответа приняло решение социальные нормативы не вводить», — пояснили нам.

Стоит отметить и еще один интересный момент, выявившийся во время сравнения тарифной сетки по стране.  Изучая таблицы, мы обнаружили: в большинстве регионов России активно используются двух­ и трехфазные тарифы: свою цену имеет электроэнергия в пиковые часы суток, чуть дешевле — в полупиковые и совсем низкую — в ночное время. Разница между этими тарифами для населения: от 1.2 р/кВт*ч в Красноярском крае до 4.2 р/кВт*ч во Владимирской области. В нашей области такие тарифы также существует, однако разница между ними составляет около 90 коп. (еще год назад — и вовсе 10­15 коп.) А обычный тариф на электроэнергию для населения — самый высокий в ЮФО. Может, начать стоит с этого?

По постановлению  Правительства РФ № 614 от 22.07.2013г. в пилотном проекте введения социальной нормы потребления электроэнергии участвуют следующие регионы:

Регион РФ

Социальная норма на 1 человека (кВт*ч)

Базовый тариф

(р/кВт*ч)

Тариф сверх нормы

(р/кВт*ч)

Тариф электроэнергии до 1.09 (р/кВт*ч)

Город

Город

Село

Город

Село

Город

Село

Ростовская область

96

3,50

2,45

3,89

2,72

3,62

2,53

Забайкальский край

65

2,28

1,59

3,19

2,64

Соцнорма введена в 2006 году

Красноярский край

75 

1,83

1,28

2,97

2,08

Социальная норма введена в 2005 году

Владимирская область

50

3,34

2, 34

3,99

2,79

Социальная норма введена в 2005 году

Нижегородская область

50

2,72

1,9

4,84

3,39

Социальная норма введена в 2006 году

Орловская область

190

2,96

2,7

3,68

2,58

Социальная норма введена в 2010 году

Самарская область

150 (предварительно)

Данных нет

3,05

2,14

Напомним, что с сентября этого года для городского населения тариф на электроэнергию в рамках соцнормы составляет 3 рубля 50 копеек, сверх ее — 3 рубля 89 копеек.

Для сельского населения первый тариф составляет 2 рубля 45 копеек, второй — 2 рубля 72 копейки.

Установленный ранее тариф на электроэнергию (для городского населения 3 рубля 62 копейки, для сельского населения 2 рубля 53 копейки) с 1 сентября  действовать не будет.