В Ростове–на–Дону прошел образовательный семинар для представителей управляющих организаций, специалистов муниципальных органов власти, руководителей общественных приемных губернатора на местах.
Фото/Видео: Наталья Нарсеева
Тут же состоялся практикум: участникам семинара подробно объяснили, как правильно читать квитанцию: какие показатели что означают, как проверить, правильно ли вам начислена оплата за ту или иную услугу. Сидящие в зале в основном правильно отвечали на вопросы ведущих и были достаточно компетентными в этом вопросе. Вот им и предложили идти в народ и просвещать его — желательно начиная со школьной скамьи, вуза. А как иначе повысить уровень грамотности потребителей жилищно–коммунальных услуг?
— Выстраивание системы эффективного взаимодействия собственников жилья и поставщиков жилищно–коммунальных услуг — основная цель нашей работы. Мы планируем, что каждый четвертый житель области пройдет обучение основам ЖКХ благодаря проекту «Школа грамотного потребителя», — подчеркнул заместитель министра ЖКХ РО Валерий Былков.
Надо добавить, что обучение будет для потребителей совершенно бесплатным.
После завершения основной части программы, которую многие участники оценили довольно высоко, начались вопросы из зала. И оказалось, что у самих представителей УК тоже много проблем накопилось. К примеру, злостные неплательщики очень серьезно осложняют им жизнь, причем в основном это либо люди с достатком, откровенно плюющие на предъявляемые им требования, либо вообще без доходов. А управу на тех и других не найти. Практика отключения ресурсов от квартир неплательщика достаточно сложная: нужно составить кучу бумаг, не один раз прийти к недобросовестному нанимателю жилья, и не факт, что произойдет какой–то сдвиг.
Проблема общедомовых потерь тоже волнует не только потребителей, которые за них платят. Ведь если кто–то очень виртуозно ворует воду, электроэнергию, на всех жильцов разбрасывается только часть этих потерь. А разницу доплачивает сама УК.
— До каких пор мы будем погашать стоимость ресурсов, получение которых не можем контролировать?! — возмущались представители УК.
Свой голос подали и руководители общественных приемных губернатора: к ним идут люди с проблемой замены водомеров.
Стояли раньше водомеры у кого в доме, у кого — во дворе. Теперь, к примеру, в поселке Орловском водомеры требуют вынести за пределы подворий.
— И как одинокие пожилые люди будут показания счетчиков в этих люках замерять? — возмутились руководители общественных приемных. — И зачем выносить счетчик со двора, если у человека неподалеку от забора есть и колодец, и счетчик? А на улице кто за его сохранность будет отвечать?
Тут сидящий неподалеку от меня мужчина начал рассказывать, как многие пользуются тем, что счетчик во дворе стоит, и воруют, воруют, воруют воду. И потому правильно, что прибор учета должен находиться на границе раздела между сетями, принадлежащими поставщику услуги и собственника. Ведь кто–то за бесхозные метры должен отвечать.
— Не там они потери ищут, — вздохнула участница семинара, поднявшая этот вопрос. А я вспомнила про обращение в редакцию по дежурному телефону жительницы поселка Орловский Ольги Владимировны Шалаевой, проживающей по улице Северной, дом 125. Пенсионерку местный поставщик холодной воды — МУП «Водоканал» — обязывает вынести водомер за пределы двора, причем через дорогу от ее дома.
— Этот колодец стоит у заброшенного дома, он засыпан всяким мусором, бутылками, — жаловалась нам Ольга Владимировна. — Как я за счетчик буду отвечать, если он — не на моей территории? Почему нельзя поставить новый счетчик в моем дворовом колодце и опломбировать? Раз в квартал ко мне контролер приходит, все всегда в порядке, оплата идет вовремя, в соответствии с потреблением.
Я для женщины и ответ подготовила, нашла правовую позицию Президиума ВАС — Верховного арбитражного суда, согласно которой учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем. О том, что именно абонент обязан обеспечить учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, сказано в п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167. Он же несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную поверку средств измерений. Согласно п. 34 указанных правил узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно–канализационного хозяйства и абонентом. Кажется, все ясно написано. Тогда почему колодец — через дорогу от дома абонента? Разве может частный потребитель воды отвечать за участок трубы, проходящей через дорогу? Не хотят идти на уступки в местном «Водоканале» – пусть колодец переносят, именно — на границу!
А вот на семинаре на этот болезненный для народа вопрос толкового ответа так и не прозвучало. Но был один дельный совет: чтобы одиноким пенсионерам, которые не могут в колодцах показания счетчиков снимать, молодо–гвардейцы помогали.
P.S. После окончания семинара я была полна противоречий, он задел–таки некоторые мои жизненные принципы. Я никогда не умела, да и не хотела уметь читать квитанции. Доверяя «печатному слову», просто оплачивала ту сумму, которая была обозначена. И вспоминала руководителя ЖКХ одного из райцентров, которая благодаря налаженному контакту с жителями и большому набору предоставляемых услуг не только массу проблем для людей решила, но и собираемость оплаты довела до очень высокого процента. Она свой успех объясняла просто: мол, с людьми надо работать, знать, чем они недовольны, что необходимо исправить. Профессия у нее такая. У меня профессия другая, и как я, даже прослушав, к примеру, полный курс «Школы грамотного потребителя», смогу со службами ЖКХ совладать?
И за примером далеко ходить не надо. В моем доме по весне начали капитальный ремонт. Вот подошла я к нему и остановилась в тяжких раздумьях. Раньше бежала, ни на что не обращая внимания: ведь те, кто ремонтом занимается, кто их контролирует, получают бюджетные деньги, в том числе и из налогов, которые мы платим. Вот я и считала, что пусть у них голова и болит, что с домом делать, как его в порядок привести. Но тут, вероятно, начали действовать полученные на семинаре посылы: каждый потребитель должен контролировать ситуацию. И вспомнила, сколько раз за время ремонта к дому привозили доски и сколько раз те же доски увозили, объясняя, что они – лишние. Потом вспомнила бригады рабочих, которые менялись за лето раза три. Не знаю, что успели они сделать на крыше, но когда пошли дожди, несколько квартир затопило действительно капитально. А фасад дома, который уже несколько месяцев стоит в строительных конструкциях, до сих пор не отремонтирован. И опять противная память подсунула картинку из прошлого – как мы с соседкой своими руками фасады своих квартир девять лет назад в порядок приводили. Так без специальных приспособлений, без квалификации за неделю управились: подчистили, покрасили современной краской. И до сих пор наша работа выглядела вполне респектабельно, составляя где–то шестую часть от общего фасада. И чего там мужики уже три месяца, сменяя друг друга, по конструкциям лазают, что делают, а главное, как они успеют до холодов марафет навести? Ведь не просохнет при такой погоде штукатурка. И не понимаю, зачем кирпичный дом штукатурить? Он и без этого больше ста лет стоял – постройка–то еще дореволюционная. Неподалеку расположена самая старая школа города: так там во время ремонта кирпич просто очистили особым способом — даже на краску денег тратить не пришлось. Смотрится великолепно. А вот «наша» штукатурка, уверена, до весны не доживет. Получается, что деньги бюджетные и жильцов на ветер при таком подходе пускают. Правда, на семинаре до темы: «Как противостоять вопиющим безобразиям» в тот день не дошли. Вот я и подумала: может, не на то бюджетные деньги тратим? Может, не надо жильцов ничему учить, а? В наши УК и так дозвониться невозможно, а если все грамотными станут, пойдут туда отношения выяснять, там такие очереди образуются! Может, деньги лучше потратить на то, чтобы научить управляющие компании домами как следует управлять, контроль и учет вести, чтобы ресурсы нечестные люди не воровали, и чтобы из–за этого остальные жильцы дополнительно по так называемым общедомовым расходам не раскошеливались. Научить грамотно законы к неплательщикам применять, чтобы не было огромных задолженностей, прорабов и бригадиров — честно дело вести, тех, кто оплату нам начисляет, не жульничать? А мы — потребители — будем спокойно жить «неграмотными».