Сразу несколько ливней, а потом еще и ураган, пронесшиеся по Ростовской области в сентябре, оказались проверкой не только работы служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Удары погоды совпали с разгаром капитальных работ на крышах многоквартирных домов в Ростове-на-Дону. «Водную» проверку выдержали не все.

То, что первый серьезный ливень прошел именно 8 сентября, Светлана Ж., проживающая в доме по ул. Пушкинской, 213, знает точно — ее квартира на верхнем этаже дома в тот день оказалась залита. Пока разбирались с подрядчиком по поводу компенсации, пришел шторм.
DSC02101.jpg

—  О надвигающемся урагане лично меня МЧС предупредило трижды через СМС-рассылку, — вспоминает наша читательница. — Я несколько раз связывалась по сотовому с подрядчиком и уточняла: все ли сделано для того, чтобы залитие не повторилось? Мне нужно было срочно улетать в Москву, в квартире оставалась моя мама после инсульта — ей нельзя переживать. Меня уверили, что все в порядке — к шторму подготовились.

DSC02100.jpg

Как выяснилось, «подготовка» выразилась в размещении на чердаке огромного корыта, куда временно свели все стоки с крыши — в это время ремонтировали и фасад. Когда емкость переполнилась, вода хлынула на потолок квартиры Светланы…

Позже наша читательница оценила нанесенный ущерб в 300 тысяч рублей: подрядчик ООО «Рубеж» с предложенной сметой согласился и направил ей гарантийное письмо с обязательством с начала до конца сентября «устранить повреждения в квартире, вызванные залитием, связанным с ремонтом кровли». Подобные гарантийные письма в те дни получили более сотни собственников, оказавшиеся в аналогичной ситуации: большинство домов в Ростове-на-Дону, попавшие в этом году в программу капитального ремонта кровли, оказались в числе наиболее пострадавших от стихии. Но в случае с квартирой Светланы этим письмом все и закончилось: пришедший от подрядчика рабочий выполнил лишь часть работ и, сославшись на отсутствие денег у фирмы, исчез. Перестало выходить на связь и руководство строительной фирмы.

DSC02108.jpg

Но даже и без этого ЧП у жителей дома масса претензий как к фирме-подрядчику, так и к самому проведению капитальных работ. Невероятно раздутые сроки ремонта — рабочие могли не появляться на объекте неделями. Для строителей не создали элементарных удобств и условий для безопасности (за акробатическими трюками без страховки на высоте 15 метров наблюдала и автор этих строк). По словам собственников, смету они вытребовали лишь после фактического начала ремонта и уже не смогли ни внести изменения в запланированные работы, ни проконтролировать качество этих работ. «Почему без нас решили, что будут чинить и кто будет чинить? — возмущались они. — Кто теперь будет отвечать за действия этих горе-строителей?!»

Эти вопросы мы переадресовали официальному заказчику по программе капитального ремонта многоквартиных домов в Ростове-на-Дону — НКО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту».

Системные и несистемные сбои

Так совпало, что накануне нашей встречи руководитель фонда Владислав Крюков как раз побывал на встрече с жителями дома по ул. Пушкинской, 213. Поэтому сразу успокоил: о происходящем в курсе, ситуация на контроле, никто общения с жителями не прерывал — все будет исправлено до 1 декабря.

—  В аналогичной ситуации оказалось еще несколько десятков домов в Ростове, — пояснил Владислав Анатольевич. — Во всех случаях подрядчики заключили с жителями соглашение: они или отремонтируют квартиры своими силами, или компенсируют ущерб — без этого их работа не будет считаться полностью выполненной.

Но почему вообще произошла подобная ситуация? Вины за произошедшее с фонда капремонта Владислав Крюков не снимает – полную ответственность за выполнение ремонта по областной долгосрочной программе с этого года несет именно данная организация. Он признал: разгул стихии не только срывал кровлю даже с уже закончивших ремонт домов, но и выявил ряд системных сбоев в проведении таких работ.

— В первую очередь, мы действительно выделили слишком большой срок для проведения ремонта, рассчитывая за это время получить качественные работы, — пояснил он. — Уже в следующем году конкурсный отбор подрядчиков должен быть завершен в феврале: капитальный ремонт начнется на пару месяцев раньше, а предельные сроки по выполнению каждого вида работ, напротив, будут ужаты. Так, окончание кровельных работ должны будут завершить не к началу отопительного сезона, а до 1 сентября.

Также руководитель Ростовского фонда подтвердил: задержку в ремонте крыш, в итоге вылившуюся в затопление квартир, вызвали сбои с поставкой материалов для ремонта и отсутствие средств у подрядчиков. Подобные проблемы также будут решать — ужесточением отбора подрядчиков.

Обвинения жителей в навязывании им подрядчика и несогласовании смет Владислав Крюков отверг. «У нас имеется весь пакет документов по данному адресу, — пояснил он. — В том числе решение общедомового собрания с утверждением сметы — без этого ремонт бы и не начался. А представитель собственников от этого дома участвовал во всех конкурсных процедурах по отбору подрядчика».

Не согласен Владислав Крюков и по поводу отсутствия контроля за качеством работ: на объектах постоянно работали специалисты отдела технадзора. «Замечаний было действительно много, в том числе и по охране труда, — подтвердил он. — Однако большинство подрядчиков все претензии исправляли, вопиющих нарушений наши специалисты не обнаружили». Если же представитель технадзора не обращает внимание на жалобы жителей или не добивается исправлений некачественных работ, жаловаться нужно напрямую руководству фонда: по телефону или через электронную почту, записываться на личный прием.

Где найти идеал?

Убедиться в «неизбежности» исправления всех выявленных недочетов нас пригласили на один из наиболее пострадавших во время сентябрьского шторма домов на ул. Шаумяна, 76. В те дни живущие здесь люди оказались по колено в воде даже на первом этаже. Однако спустя месяц вспоминают подрядчиков, наводящих глянец в их квартирах, добрым словом: им сделали полный косметический ремонт в комнатах, заштукатурили заново коридоры и в качестве компенсации за моральный ущерб заменили проводку в местах общего пользования.

Каких-то споров или конфликтов с рабочими активисты дома уже и не припомнят, замечаний к ним не имеют, а некоторые и прямо признаются: не было бы такого ливня, когда бы еще в квартирах обои переклеили? От «злого журналиста» прораба этого объекта жильцы буквально защищали грудью: вспоминая о разгуле стихии, рассказывали не об ущербе в квартирах, а про отважных строителей, под дождем пытающихся прикрыть разлетающиеся куски кровли. Они с удовольствием водили нас по длинным общим коридорам, показывая свежеотремонтированные пролеты и комнаты, и рассуждали, как бы собрать теперь с соседей дополнительные средства, чтобы «доглянцевать» и остальную часть общедомового имущества. «Только эту фирму пригласим, никого иного! — категоричны они. — И другие работы по капремонту, которые в будущем будут, — только исключительно с их помощью».

…Такое единение жителей и строителей собственников дома по ул. Пушкинской, 213, скорее всего, привело бы в изумление. До «хеппи-энда» в их собственной истории с капремонтом еще далеко. И компенсации за ущерб добились на деле далеко не все — пара собственников уже собирают документы для судебных разбирательств: так, потолки квартиры нашей читательницы Светланы Ж. до сих пор, спустя два месяца после шторма, так и не просушили, а у соседки и вовсе пошли трещины. И вопросы по организации самих работ и их качеству окончательно не сняты. Например, подробно изучив представленную им смету, они не смогли припомнить ни одного собственника, который бы голосовал за включение в нее монтажа системы антиобледенения крыши почти за полмиллиона рублей, при том, что балконные перекрытия — отдельную головную боль жителей — напротив, не отремонтировали, а лишь «зашили» пластиком.

В любом случае, к следующему этапу капитального ремонта, который начнется по этому адресу через несколько лет, жители начинают готовиться уже сейчас: подобных «системных сбоев» им хватило — успеть бы за это время исправить.


P.S. Вчера из Ростовского фонда капремонта сообщили: «Основные работы в доме по ул. Пушкинской, 213 выполнены, в настоящее время устраняются выявленные строительным контролем недостатки». По договору с подрядной организацией определен пятилетний гарантийный срок на капитальный ремонт – все обнаруженные за этот срок недостатки подрядчик обязан бесплатно устранить.

А сами жители дома рапортовали: растаявший снег с их многострадальной крыши снова затопил техэтаж...