Только за 11 месяцев этого года число обращений, поступивших от жителей Дона в Госжилинспекцию, превысило 17 тысяч.


— Таких показателей не было за все 15 лет существования инспекции. Жилищные инспекторы уже провели более 9,4 тысячи проверок. А это в 2 раза больше, чем за тот же период прошлого года, — говорит главный жилищный инспектор области Шамиль Вальшин (на фото). — В поле зрения инспекторов — 361 управляющая компания, свыше 2,5 тысячи ТСЖ и ЖСК, жилищный фонд — свыше 90 миллионов квадратных метров…

Соответственно, растет и число выявляемых нарушений жилищного законодательства. Мы анализируем информацию, выявляем системные проблемы, которые требуют скорейшего решения.

— Какова роль в их решении самой Госжилинспекции?

—  Мнения по этому вопросу есть разные. Одни считают, что жилищная инспекция — это скорая помощь в ЖКХ или семейный доктор, который должен «лечить» жилищно-коммунальную отрасль. По мнению других, жилищная инспекция должна наделяться функциями прокуратуры в ЖКХ. К примеру, жилищные инспекторы Москвы и Московской области имеют служебную форму. Как показывает опыт, форма вызывает больше доверия у жителей, повышает ответственность самих инспекторов, дисциплинирует управляющие организации. При таком подходе управляющей компании дешевле устранить выявленное нарушение на первом этапе, чем платить огромные штрафы или выяснять отношения в суде. В то же время мы четко понимаем, что одними штрафами и наказаниями проблемы ЖКХ не решить. Нужно искать и устранять первопричины этих проблем. И мы над этим работаем.

—  А где учат на жилинспекторов?

— К нам приходят специалисты строительной отрасли, люди, имеющие опыт работы в управляющих компаниях, ТСЖ…

— То есть из проверяемого сотрудник становится проверяющим? А как же конфликт интересов?

— При выявлении нарушений в работе управляющих компаний у жилищного инспектора может возникнуть соблазн «замять» проблему. Это и есть предпосылка к конфликту интересов. До 2010 года, когда был принят указ Президента РФ о противодействии коррупции, инспектор мог проверять организацию, в которой работал прежде. Перед ним стоял выбор — штрафовать предприятие или закрывать глаза на нарушения. Все зависело от морально-
этических принципов каждого. Теперь, с принятием целого ряда законов о противодействии коррупции, такой выбор перед инспектором не стоит. Узнав о том, что будет проводиться проверка предприятия, на котором он трудился ранее, инспектор должен об этом уведомить начальника инспекции. В таком случае жалоба, пришедшая в ГЖИ и направленная на рассмотрение данному инспектору, будет передана на проверку другому человеку.

—  Что может реально противодействовать коррупции, какие меры вы считаете наиболее эффективными?

—  У нас создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Она рассматривает случаи, когда сотрудник инспекции подает неполные или недостоверные сведения о доходах и имуществе — своем и близких родственников. Разбирается комиссия и с возможными конфликтами интересов.

По закону сотрудник до истечения 2 лет со дня увольнения из инспекции, при переходе на работу в управляющую компанию или ТСЖ, обязан сообщить об этом в комиссию и получить от нее согласие на выполнение такой работы. А управляющая компания обязана уведомить Инспекцию о приеме на работу такого сотрудника в течение 10 дней. За этим тоже следит комиссия.

В этом году в Госжилинспекции мы приняли ряд нормативно-правовых документов, направленных на устранение коррупционных рисков, в частности, Положение, касающееся подарков. Госслужащий обязан сообщать о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей. Положением определен порядок сдачи и оценки подарка, его реализации и зачисления средств, вырученных при этом.

Создан при Госжилинспекции Общественный совет. Его членов мы привлекаем и к работе по противодействию коррупции.

Чтобы навести порядок в сфере ЖКХ, работа жилищных инспекторов должна быть безупречна…