В Ростовской области подводят первые итоги массовой установки оборудования ГЛОНАСС на коммунальную технику. На оснащение мусоровозов и грузовиков навигационной спутниковой системой из федерального бюджета выделили 18,6 миллиона рублей – этого хватило на 1453 прибора.

– Оборудование распределили на все муниципалитеты области пропорционально наличию коммунальной техники, – рассказывает начальник отдела развития систем коммунальной энергетики министерства ЖКХ РО Татьяна Чукарина. – Спустя всего несколько месяцев уже стал заметен экономический эффект. Причем такой, что некоторые предприятия в Новочеркасске, Батайске и Ростове-на-Дону стали уже за свой счет докупать аналогичные приборы и на оставшуюся технику.

– В конце февраля мы поставили приборы ГЛОНАСС на мусоровоз, цистерну откачки жидких отходов и «аварийку». В прошлом году за этот период времени предприятие сработало в убыток на 140 тысяч рублей, сейчас получили прибыль 60 тысяч рублей за вывоз мусора и 12 тысяч – за ЖБО, – констатирует глава Целинского сельского поселения Оксана Косенко. – За весь 2014 год мы заключили всего 34 договора на вывоз мусора. А к июню этого – уже 150, принципиально увеличилось количество заявок на утилизацию жидких отходов.

И все потому, что теперь местные жители не могут уговорить водителя цистерны или мусоровоза сделать незапланированную остановку в маршруте – каждый «пит-стоп» машины, оснащенной навигационной системой, фиксируется в режиме реального времени, а после отображается в отчете.

– В любой момент я могу проконтролировать, где находится машина и что делает – это видно на экране компьютера, – демонстрирует работу системы ГЛОНАСС директор МУП ВКХ РО Целинского района Элиса Топалян. – А после окончания работы автоматически формируется схема маршрута, пройденный путь и время в дороге. Даже самая короткая остановка в пути отмечается программой с определением конкретного адреса, и мы можем проверить: выполнял ли водитель заявку или же поехал «налево».

Как отмечает руководитель целинских коммунальщиков, стало проще и формировать путевой лист на день – после такого анализа работы водителей нашлись возможности оптимизировать маршрут. Да и с жителями теперь стало проще объясниться – доступ к базе ГЛОНАСС имеют и диспетчерские службы, которые могут подтвердить: в случае ЧП «аварийка» не прохлаждается на базе, а спешит на помощь.

Разумеется, не все водители остались довольными такой тотальной слежкой за их деятельностью. Как рассказала Элиса Топалян, сперва многие жаловались на психологический дискомфорт, переживали за сохранность дорогого оборудования. Не обошлось и без «случайной поломки» антенны, которую ремонтная бригада фирмы, обслуживающей систему, потом нашла в бардачке. Другой водитель вскоре после установки ГЛОНАСС на его машину и вовсе уволился: видимо, честно работать ему стало невыгодно. Но остальные со временем привыкли и даже нашли в этом плюсы: обвинить в бездействии их теперь не получится. Впрочем, «мучения» водителей не останутся без вознаграждения. «Как муниципальному предприятию, нам непросто повысить зарплаты сотрудников, – признает глава Целинского сельского поселения. – Но по итогам полугодия, скорее всего, будем особо премировать за значительный вклад в повышение доходов предприятия. И уже подсчитываем, как за счет сэкономленного на использовании ГЛОНАССа максимально оснастить и остальные машины предприятия – это действительно выгодно».