«Выставляют непонятные квитанции на ремонт домов, хотя мы чиним их самостоятельно. Никаких пояснений не дают, говорят, что платить мы обязаны. Кто отказывается – лишают жилищных льгот! – жаловались по телефону члены совета ветеранов поселка Пригородный Красносулинского района. – Мы сделать ничего не можем. Бабушки плачут…»

Старые многоэтажки в поселке уже давно требуют ремонта – до обозначенных в региональной программе сроков они не достоят.

В этом поселке недалеко от Красного Сулина всего шесть многоквартирных домов 60-х годов постройки, по 16 квартир в каждом. Дома остались жителям «в наследство» от бывшего совхоза – выкупали жилье по остаточной стоимости. «Купили голые коробки: ни газа, ни водоснабжения, – рассказывает живущая здесь председатель совета ветеранов Галина Соколова. – Никакой помощи от государства – все коммуникации проводили сами, и сейчас скидываемся на ремонт». Согласия на участие в региональной программе капремонта жители многоэтажек не давали. Сроки ремонта кровли и электропроводки для большинства их домов назначили на 30–40-е годы. Большинство жильцов – пенсионеры: «Почему мы обязаны платить за услугу, которой никогда не воспользуемся?» 

Претензии жителей поселка – обоснованные, веские и… привычные. Поэтому наше журналистское расследование превратилось в почти двухчасовую лекцию на тему проведения капитального ремонта. 

Обязанность по оплате взносов за капремонт у собственников квартир многоэтажек возникла еще в 2014 году, она закреплена в Жилищном кодексе России. По пути в поселок мы получили подтверждение из ростовского Фонда капремонта: спорные адреса находятся в областной программе по капитальному ремонту в «общем котле». Иного решения жители Пригородного в свое время не приняли, значит, по ЖК РФ способ накопления взносов за «молчунов» выбрал муниципалитет. 

Квитанции на оплату взносов за капремонт присылает именно Фонд, хотя некоторые жильцы почему-то не смогли найти указанный в квитанциях ИНН через Интернет. «Дозвониться на телефон «горячей линии» Фонда не можем, – жаловались нам. – Квитанции приходят на прошлых хозяев, не у всех совпадают фактические данные по площади квартир». Примечательно, что собрались мы для беседы с жильцами многоэтажек в актовом зале местной администрации, дверь в который находится напротив входа в местный отдел МФЦ. Почему не отправляли запросы и претензии в ростовский Фонд через многофункциональный центр? «Да мы и не знали, что так можно…» – разводят руками. 

Такой же ответ и на вопрос, почему самостоятельно не выбрали сроки проведения капремонта? Ведь обозначенные в региональной программе капремонта сроки – предельные, а назначенный размер взноса – минимальный: собственники могут принять решение ремонтировать крышу хоть завтра, если соберут на эти цели средства. В одном из домов Пригородного так и собираются сделать в следующем году – если правильно оформят все документы, они будут освобождены от уплаты взносов на размер потраченных средств. Готовят эти документы? Нет. Хотя, по заверениям и.о. главы администрации поселка Татьяны Тимошенко, нужную информацию о программе по капремонту до местных жителей доносили, на все запросы отвечали. «Даже приглашали специалистов УСЗН для разъяснений, почему их за долги лишают жилищных льгот, – рассказала она. – Но жители нас просто не слышат». 

Ситуацию усложняет то, что все дома в поселке – на непосредственном управлении, то здесь нет ни УК, ни ТСЖ. Жители действительно имеют право на это по п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, но даже в этом случае обязаны заботиться о своем доме сообща и регулярно. По факту такой работы в многоэтажках поселка Пригородный не проводится – отсюда и большинство проблем жителей. По ЖК РФ органы местного самоуправления могут провести открытый конкурс по отбору управляющей организации на эти дома, с победителем которого жильцы будут обязаны заключить договор на управление. Но воспользоваться этим правом чиновники не спешат: «Управляющие компании есть только в Красном Сулине, но желания прийти на эти дома не высказывают,– пояснила Татьяна Тимошенко. – Кто знает, какая фирма попадется после конкурса – не станет ли хуже?» А вот вариант создать ТСЖ на домах и таким образом организовать уход за общедомовой собственностью – наиболее подходящий для строений таких типов. 

Обсуждая этот вариант, мы снова услышали привычное возражение: «Это же придется еще что-то платить?» Действительно, в таком случае у жильцов появятся дополнительные административные расходы, а еще в квитанциях возникнет новая строка «На содержание общедомового имущества». Именно из накоплений по этой графе и должны вовремя латать дыры на крыше в ожидании капремонта, ремонтировать подъезды или оформлять документы на инфраструктуру дома. И если раскидать по месяцам те разовые взносы по 5-10 тысяч рублей, которые жильцы вынуждены тратить на латание все новых прорех в крышах и электропроводке, получится: принципиально больше платить им не придется. Вот только тогда эти ежемесячные платежи будут обязательны для всех жильцов дома, отказаться от которых по мотивам «меня ваша текущая крыша не беспокоит» уже не получится. А найти управу на равнодушных или халатных собственников станет легче – принятые большинством собственников решения в ТСЖ обязательны для всех жителей дома. Такой аргумент заставил наших собеседников призадуматься: в каждой из многоэтажек есть хотя бы пара квартир, где собственники или не живут годами, или отказываются скидываться на очередной ремонт. 

…Через пару дней после нашей «лекции» созваниваемся с поселковой администрацией. «Кажется, нас услышали, – радостно сообщает Татьяна Тимошенко. – Уже приходили активисты с просьбой помочь провести собрание для создания ТСЖ, другие уточняли по поводу оформления возврата средств за уже проведенный капремонт». Татьяна Васильевна заверила: всю возможную юридическую и организационную помощь жителям в местной администрации окажут – чиновники и сами заинтересованы решить эту многолетнюю проблему с многоэтажками. Ждут представителей жильцов Пригородного и в ростовском Фонде капремонта: здесь проконсультируют по вопросам переноса сроков капремонта и оформлению документов на взаимозачет по уже проведенным с 2014 года работам. 


К сожалению, до хеппи-энда в этой истории еще далеко – жителям предстоит непростая и долгая работа: оформить все необходимые документы и, что труднее, договориться с соседями.