Работа по укладке новой тротуарной плитки в центре Ростова на Большой Садовой в разгаре. Горожане с пониманием относятся к реконструкции улицы. Однако беременные, инвалиды, мамы с колясками, пожилые и просто нервные люди весьма недовольны. Сколько еще это будет продолжаться, возмущаются они, ремонт длится с лета и все никак не закончится!


Чтобы оказаться на остановке автобусов, надо преодолеть полосу препятствий.

Как пообещали в дирекции по строительству транспортной инфраструктуры Ростова, работы по укладке плитки будут завершены 20 октября. До этого придется потерпеть и кучи старой плитки, и штабеля новой, преодолевать полосы песка, двигаясь зигзагами по тротуару, где уже готовые участки тротуара чередуются со старыми. Как на полосе препятствий. Желательно при этом новую обувь не надевать!

Ростовчане недоумевают, какими принципами руководствовался подрядчик, затеявший ремонт сразу по обе стороны от проезжей части Большой Садовой, в результате чего ни один из тротуаров не соответствует условиям доступной среды. 

Удивляет и другое. Рабочие заменили старую плитку на новую от переулка Братского до автодорожного лицея, например. Но - лишь частично, оставив все как было на участках, где стояла их бытовка. Просевшая плитка сохранена и на остановке общественного транспорта. Можно было бы предположить, что рабочие взяли паузу и доведут работу до логического конца. Однако они собрались и ушли, оставив все как было… И таких примеров — лишь частично выполненной работы — предостаточно. (Когда материал уже стоял на полосе, мы увидели, что на этом участке снова появились рабочие и стали снимать старую плитку. Наверное, почувствовали, что их ругать собираются).

До даты обещанной сдачи осталось меньше 10 дней. А работы — край непочатый. Впрочем, еще с советских времен авралы — весьма распространенная практика, позволяющая неимоверными усилиями завершить все работы к «дате». Качество таких работ — другая тема…

Говорят, плитка устанавливается с учетом обустройства пандусов для обеспечения передвижения маломобильных групп населения. Ростовчанам также объясняли, что перед укладкой плитки рабочие исправляют профиль основания подстилающим слоем из песка там, где раньше были проблемы с водоотводом, отчего зимой замерзшие лужи представляли опасность для пешеходов. 

Однако независимые специалисты критикуют качество работ, считая, что при их выполнении нарушаются СНиПы и СП. По их мнению, за счет того, что на старый песок насыпается новый, повышается уровень тротуаров, а значит, съезд для инвалидов-колясочников становится еще круче. Действительно, раньше во многих местах высота тротуара не превышала 5 см. Но, говорят, по ГОСТУ это должны быть 15 см. Надо полагать, именно от профессионализма и порядочности подрядчика будет зависеть, насколько пологим и удобным для инвалидов окажется в конечном итоге спуск с тротуара.

Даже если нарушения есть, горожане не могут повлиять на качество работ в процессе их выполнения. Комфорт новых тротуаров они будут оценивать по окончании реконструкции Большой Садовой. Судя по всему, людям не все равно, как используются деньги налогоплательщиков. Мы видели, как горожане, придирчиво оглядывая фронт работ, спрашивают у рабочих: что будет со старой плиткой — отправят ли ее на свалку или рачительно используют еще раз? 

Было бы хорошо, если бы на Большой Садовой были расставлены информационные щиты, которые разъяснили бы суть реконструкции. Вопросов у людей много, а задавать их рабочим- гастарбайтерам бесполезно…

Но есть и то, что несомненно радует ростовчан - оставленные среди сплошной плитки полосы для будущих газонов и места для высадки деревьев. Люди надеются, что их ожидания не будут обмануты и донская столица перестанет походить на плац, где нет места зелени. Так ли это?

Видеорепортаж Владимира Апарина