Попасть в должники при оплате услуг ЖКХ – проще простого. А вот как разделаться с долгами?

Коллаж Ольги ПРОЙДАКОВОЙ

В моей ежемесячной жилищно-коммунальной платежке за двухкомнатную квартиру – почти шесть тысяч рублей. Жестко? Еще бы! 

Но такие грустные платежные документы ежемесячно приходят в каждую квартиру. С июля тарифы опять выросли, что автоматически увеличит и число должников.


Чистая математика

Начисляют платежи, формируют квитанции и доставляют их сотрудники Информационно-вычислительного центра (ИВЦ) ЖКХ Ростовской области. Он имеет головной офис в Ростове и филиалы в семи крупных городах области: Азове, Батайске, Сальске, Таганроге, Новочеркасске, Новошахтинске, Усть-Донецке. 

Расчетно-кассовым обслуживанием населения центр занимается еще со времен СССР. Конкретно – с конца 60-х – начала 70-х годов, когда каждая отрасль промышленности получила в свое распоряжение машиносчетные станции. 

Позже на смену шумным и громоздким комплексам счетно-аналитической техники пришли компактные ЭВМ, предназначенные для автоматической обработки информации. 

Одной из основных задач машиносчетной станции являлись расчеты с квартиросъемщиками. В 1980 году на ее базе создан Информационно-вычислительный центр, который по сей день располагается в Ростове, на улице Горького, 295.

– Мы формируем платежные документы на основе существующих тарифов, которые утверждаются соответствующей структурой, – поясняет начальник юридического отдела ИВЦ Виолетта Николаевна Папкова.

Вот уже несколько лет при Информационно-вычислительном центре на регулярной основе существует комиссия по работе с должниками.


«Не могу!» и «Не хочу!»

– Главная цель нашей комиссии – наладить контакт с плательщиками, выяснить причину задолженности и сформировать пути и способы выхода из неприятного статуса должника, – рассказывает Виолетта Николаевна.

Здесь знают, что должники бывают разные. Одни действительно переживают, потому что попали в подобную ситуацию в силу сложных жизненных обстоятельств: проблем со здоровьем, потери работы, снижения доходов. Такие люди с готовностью соглашаются на разные варианты погашения долга, в том числе подписание соглашения о его реструктуризации сроком на 6 месяцев, один год или более. То есть сумма долга разбрасывается по месяцам. 

Некоторым гражданам из числа прижимистых и сознательно оттягивающих своевременное внесение платежа бывает достаточно автодозвона с напоминанием о сумме долга. Другой эффективный способ воздействия – развешивание на доме объявлений с указанием номера квартиры с суммой долга и, конечно, само приглашение на комиссию. Например, в июне в Батайске вручили такие приглашения 38 должникам.

Естественно, работа в такой комиссии – непростое занятие. Тем более что есть и те, кто приходит и прямо заявляет: «Не хочу платить!». С такими договориться о чем-либо в рамках комиссии практически невозможно. Одна дорога – в суд и далее, к приставам, которые будут взыскивать долг в принудительном порядке. 

Как правило, в случае неуплаты коммунальных платежей гражданин попадает в разряд должников уже на следующий день после 10-го числа каждого месяца. Но по сложившейся практике его не теребят пару месяцев (мало ли какие проблемы), а затем начинают применять методы воздействия. 

При этом отметим, что комиссия Информационно-вычислительного центра занимается должниками лишь в том случае, если управляющая компания или, скажем, ТСЖ обратились сюда с такой просьбой и заключили соответствующий договор.