В Батайске развернулись бои местного значения между индивидуальным предпринимателем и его клиентами

Пострадавшей стороной оказывались, как правило, пенсионеры. Кому-то предприниматель Кудлюк и нанятая им бригада подряжались отремонтировать кровлю и не отремонтировали. Кому-то починили крыльцо, но за бешеные деньги. Кому-то кое-как слепили пристройку к дому – опять же за немалую сумму.

За защитой люди обратились в батайскую газету «Вперед». Та постаралась добросовестно вникнуть в ситуацию и познакомила своих читателей с печальными историями батайчан. От себя добавила еще несколько вскрытых журналистами красноречивых фактов о деятельности подрядчика. Материал получился поучительный.

Все рассказанные в газете «Вперед» истории, помимо вполне ожидаемого негодования по поводу недобросовестности подрядчика, вызывают еще и печальное недоумение относительно поведения пострадавших граждан. Почему те вместо того, чтобы первым делом немедля обратиться в правоохранительные органы и решать свой конфликт с не устроившим их подрядчиком в правовом поле, принялись писать письма и стучаться в двери редакции? Конечно, тут можно порадоваться авторитету газеты «Вперед». Но все-таки, если ты считаешь, что твои права нарушены, то для их восстановления надо обращаться в органы, которые совсем неслучайно носят название правоохранительных. И никак иначе.

Другое дело, что большинству героев рассказанных газетой историй предъявить той же полиции в обоснование своих претензий к подрядчику, по существу, нечего. Нет ни расписок в переданных суммах, ни магазинных чеков за приобретенные подрядчиком за счет заказчика материалы, ни других материальных подтверждений недобросовестности исполнителя заказа. Именно так получилось у пенсионерки Светланы Горобец, выложившей за ремонт крыши в общей сложности около полумиллиона рублей. 

Некоторые даже договор на производство работ не заключали. А там, где такой договор был заключен, он изобиловал массой недомолвок и обтекаемых формулировок, недопустимых в юридическом документе. Подобную бумагу, названную договором на ремонт кровли и содержавшую заведомо неверные реквизиты подрядчика, подписала другая батайская пенсионерка – Раиса Щипулина. Неудивительно, что, имея на руках таким образом составленные документы, обращаться в правоохранительные органы обманутым в своих надеждах заказчикам было бесполезно. Обращения в суд тоже мало что могли дать. Как правило, с такой доказательной базой, а точнее, с ее отсутствием, суд в своей правоте убедить невозможно. Что и происходило: суды принимали сторону подрядчика. 

Вот люди и идут в газету, надеясь на ее расследование. И та делает все, что в ее силах. Однако большего, чем привлечь внимание к имеющейся проблеме, добиться не может по определению. Как справедливо отмечено в материале газеты «Вперед», шустрый подрядчик «довольно грамотно использует правовую систему в своих интересах: где-то нападет сам, где-то он жертва, но очень быстро перестраивается и лавирует». Так что начинать все-таки надо с обращения в полицию. А вот если та будет бездействовать, тогда и к газете обратиться стоит.

Оттого журналисты «Вперед» – и мы присоединяемся к ним, – завершая свое расследование, порекомендовали гражданам единственно надежный алгоритм действий при вступлении в отношения «заказчик – подрядчик». Итак…


• Перед началом работ следует оговорить их объем. После этого подрядчик с участием заказчика должен произвести необходимые замеры и на их основе составить смету. Смета – это фундамент будущего договора подряда. Она определяет итоговую сумму оплаты заказа. Поэтому заказчику нужно внимательно изучить все пункты сметы. Особенно те, где определены объемы работ и цены за их выполнение. И не надо стесняться спрашивать и уточнять то, что непонятно. Каждый пункт должен предельно конкретно описывать вид работ. Все должно быть тщательно задокументировано.

• Избежать дополнительных работ практически невозможно. И не потому, что подрядчик старается увеличить сумму. Просто нельзя все предвидеть заранее. Зачастую конечный объем работ можно определить лишь после их начала. Но о любых возможных изменениях в объеме и технологии производства работ и, конечно, в их стоимости должен своевременно узнавать заказчик. И такое его право обязательно должно быть обозначено в договоре подряда. 

• На все дополнительные работы должна составляться отдельная смета. Только зафиксировав все на бумаге, можно свести к минимуму вероятность возникновения споров о цене и объеме работ между заказчиком и подрядчиком. 

• Заключая договор, необходимо сразу оговорить, кто будет заниматься поставкой материала. Если их закупку берет на себя подрядчик, то следует сразу договориться о порядке оплаты. 

• И, наконец, договор подряда обязательно должен содержать пункты о порядке оплаты выполненных работ с указанием сумм и сроков. В договоре также должны быть прописаны условия приемки объекта и ответственность сторон. Совсем нелишне, заключая договор с подрядчиком, обменяться копиями паспортных данных. 

• По окончании ремонта составляется акт выполненных работ, где будут указаны объемы сделанного и суммы оплаты. Если заказчик принял все работы и претензий не имеет, это тоже должно быть отражено в акте.