Как старые полигоны и несанкционированные свалки ликвидировать и начать сортировать вторичные ресурсы? Эти проблемы обсуждали на заседании палаты муниципальных районов Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области»  (на фото) в селе Покровском

Выбор места: как не ошибиться

Сегодня в это трудно поверить, но межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс (МЭОК) в Неклиновском районе, который работает уже два месяца, первоначально планировали строить неподалеку от мемориального комплекса «Самбекские высоты» – это место облюбовали прежние инвесторы. Им оно показалось удобным: дороги хорошие, от Таганрога, главного поставщика твердых коммунальных отходов (ТКО), – недалеко. Об этом напомнил членам палаты муниципальных районов депутат Законодательного собрания Ростовской области Владимир ГРЕБЕНЮК.

– Пришлось тогда бучу поднять. Нас поддержал губернатор. Пришли другие инвесторы и подход у них иной оказался, они не только выгоду считали, но и моральные аспекты дела учитывали, – вернулся к событиям трехлетней давности Владимир Дмитриевич.

Тогда новый инвестор вместе с главой администрации района отсмотрел пять площадок, подходящих для строительства объекта. Выбрали ту, что в пяти километрах от ближайшего населенного пункта: расстояние от жилья – ключевой фактор.

...Именно это помогло сгладить протестные настроения. Поначалу люди думали, что будут строить такой же полигон, какие повсюду, только очень большой – с разлетающейся по окрестным полям полиэтиленовой пленкой, чайками, кишащими над мусором, который они же разнесут по всей округе.

Первые шаги в чистое будущее

Неклиновский МЭОК, где главы администраций районов побывали перед заседанием, многих удивил. Ничего общего с допотопными полигонами, начиная с трехкилометровой асфальтированной дороги к нему, которую построил сам инвестор. Чистота, зеленые газоны с соснами. Сюда доставляют ТКО, собранные в Неклиновском, Куйбышевском, Матвеево-Курганском районах и Таганроге. В год на сортировку и переработку может завозиться до 180–200 тысяч тонн твердых коммунальных отходов, и около 50–70 тысяч тонн могут составлять строительные отходы, крупногабаритный мусор.

На въезде – видеокамеры, считывающие номер машины: может въехать только тот автомобиль, на который заключен договор с региональным оператором. Здесь же – радиационный контроль. Особо стоит подчеркнуть, что мы не почувствовали характерного запаха, который присущ старым полигонам.

Безопасность обеспечивают подземные стокубовые резервуары-накопители для воды. К ним подведены датчики и распылители, реагирующие на любое задымление, а мощная насосная станция при необходимости качает воду ко всем сооружениям.

На сортировке ТКО все автоматизировано. Пакеты с мусором разрывают специальные манипуляторы, затем отходы разделяются: картон, пластик, подлежащие переработке, а в другом накопителе – то, что переработке не подлежит. Отходы, которые невозможно ни продать, ни использовать для внутренних нужд, попадают в пресс-компакторы. И уже оттуда в минимизированном объеме отправляются на захоронение.

Отсортированные ТКО брикетируются и отправляются на переработку.

– Но ведь выгоднее перерабатывать сырье самим – это новые рабочие места, это деньги, которые остаются в регионе, – говорит директор Неклиновского МЭОК Евгений ДОРОШЕНКО.


Сегодня на сортировке мусора работают люди. Есть, конечно, технологии, которые способны их заметить. Но полная автоматизация возможна только при раздельном сборе  отходов в каждом домохозяйстве. Это и труд людей облегчит, и повысит качество самих вторичных ресурсов.

Чтобы цепочка заработала, нужны преференции бизнесу, который возьмется за это дело. К примеру, налоговые льготы, кредиты под низкий процент. Но главное – сырья в разы больше и гораздо лучшего качества.

– А этого не получить без раздельного сбора мусора, причем ключевую роль должны сыграть именно приемные пункты вторсырья, – подчеркнул генеральный директор ООО «Экотранс» Валерий Завгородний. – И тогда созданный экотехнопарк, где начнут перерабатывать ПЭТ-бутылки, автомобильные шины, бумагу, заработает в полную силу.

В этом региональные операторы рассчитывают на помощь муниципалитетов, сельских поселений. И такой опыт уже нарабатывается в Ростовской области.

Кто перевоспитает серых возчиков

Если автомобиль принадлежит физическому лицу и водитель везет ТКО без лицензии, без договора с полигоном, или у него нет справки, что он отвез отходы на полигон, штраф ему положен всего 2 тысячи рублей. Как говорится, человек, нарушая закон, может заработать в день до 10 тысяч рублей, попасться раз или два раза в месяц и отделаться двумя или четырьмя тысячами штрафа. Очень даже рентабельный бизнес. 

А вот если законодатель примет решение, что автомобиль, который вывозит ТКО в лесополосы, отправляется до выяснения обстоятельств дела на штрафстоянку, где плата – от 8–10 тысяч рублей в сутки, да еще с конфискацией автомобиля, то серых возчиков можно искоренить за две недели. Члены палаты сельских поселений предложение поддержали, сделав акцент на том, что необходимо в борьбе с серыми возчиками ТКО определить административную ответственность муниципалитетов и силовых структур, определить четкий порядок обращения со строительными отходами.

Где взять деньги на старые полигоны?

Сегодня только на ликвидацию несанкционированных свалок, старых, закрытых уже полигонов нужны десятки миллионов рублей. В бюджете муниципальных районов таких денег нет и не предвидится. И без помощи финансовой помощи государственных органов, в том числе федеральных, их ликвидировать не удастся.

Все предложения, которые внесли участники обсуждения, исполнительная дирекция Ассоциации СМО РО направит для рассмотрения и оказания поддержки в Законодательное собрание области и во Всероссийский конгресс муниципальных образований.