Так назвали цепь событий, связанных с шахтой «Обуховская», участники «круглого стола», который прошел в Зверево.

Представители областной и муниципальной власти, работники прокуратуры, независимые эксперты собрались вместе, чтобы в очередной раз попытаться разобраться: должны ли пенсионеры-шахтеры ныне ликвидированного ОАО «Обуховская» получать пайковый уголь или денежную компенсацию, если проживают в домах с центральным отоплением. На «круглый стол» были также приглашены и выдвигающие требования шахтеры, однако их места так и остались пустыми.

История тех, кто сегодня в Ростове устраивает пикеты и требует обеспечить льготами пенсионеров-шахтеров ОАО «Обуховская», имеет действительно давние корни. В 1991 году шахта была приватизирована трудовым коллективом. Государство тогда в число собственников на вошло. 20 июня 1996 года в силу вступил Федеральный закон № 81 «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» («Закон об угле»).

Согласно этому закону платить за тепло в своих домах должны были не сами шахтеры, а предприятия, на которых они работали. Угольные компании перечисляли деньги в местный бюджет. Оттуда средства шли в управляющие организации ЖКХ. К моменту, когда происходила приватизация шахт, большинство угольных предприятий уже были убыточными, фактически необъявленными банкротами.

До 2002 года средства на приобретение пайкового угля шахтерам «Обуховской» выделялись из федерального бюджета. Однако после 2002 года государство, не являясь акционером шахты, деньги выделять перестало, в том числе и на нужды пенсионеров-шахтеров. Отсутствие оплаты за энергоресурсы повлекло за собой ряд судебных процессов, в ходе которых предприятия ЖКХ были обязаны предоставлять услуги теплоснабжения без оплаты, вследствие чего они просто разорились.

Сложившаяся ситуация требовала разрешения. Поэтому 22 августа 2004 года был принят Федеральный закон № 122, так называемый Закон о монетизации льгот. Теперь предприятия должны были оплачивать коммунальные услуги за своих работников и пенсионеров, а при отсутствии платежей оплату должны были совершать сами граждане. Однако в 2005 году шахта «Обуховская» была ликвидирована, а значит, возмещать убытки по оплате энергоресурсов стало некому. Шахтеры «Обуховской» с требованиями льгот обращались во все инстанции, но существующее законодательство, в случае, когда шахта ликвидирована, могло указать только на одного плательщика — самого работника ликвидированного предприятия.

До 2004 года суды выносили решения, по которым шахтеры отстранялись от оплаты. Понять и принять реалии, когда за энергоресурсы нужно было платить самостоятельно, без всякого последующего погашения расходов (поскольку «Обуховской» просто не стало), большинство не смогло. Пенсионеры-шахтеры стали выдвигать требования, устраивать пикеты, акции…

В конце 2007 года руководство «Донэнерго» решило пойти на уступки требованиям: «простить» долги управляющим компаниям, но с условием, что, начиная с 1 ноября 2007 года, пенсионеры-шахтеры будут своевременно платить за пользование газом. Была проведена большая разъяснительная работа, в результате которой часть бывших задолжников стали исправно платить за услуги по теплоснабжению, часть продолжала оставаться в неплательщиках…

Сегодня требования по льготам по оплате за выдачу пайкового угля продолжаются, хотя согласно нынешнему законодательству от оплаты за энергоресурсы никто освобожден быть не может. Решить же данный вопрос можно только в русле оказания адресной социальной помощи. Могут шахтеры-пенсионеры воспользоваться и общей для всех категорий граждан компенсацией части затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг. Муниципальной администрацией совместно с областными органами власти предложено два варианта: оказание материальной помощи с учетом суммы долга,

которая сложилась на 31.12.2009 год, и реструктуризация долгов на значительный срок. Однако граждане, в адрес которых будут направлены данные меры помощи, должны будут в ближайшем будущем ежемесячно вносить оплату за пользование энергоресурсами. Кроме того, Законодательным собранием Ростовской области ведется работа по внесению изменений в Федеральный закон («Закон об угле») по дополнению перечня получателей бесплатного пайкового угля.

В список предлагается внести пенсионеров, которые не менее 10 лет проработали на шахтах с государственной формой собственности, причем значения, какой формы собственности было предприятие, когда они выходили на пенсию, не имеет. Также предусматриваются компенсационные выплаты тем, кто проживает в благоустроенном жилье. Причем, как отметили участники «круглого стола», предложенные меры не являются окончанием работы по данной в этом направлении.

Собравшиеся не раз отмечали, что власть остро волнуют не только проблемы тех, кто открыто высказывает свое недовольство, но и всех шахтеров в целом. Именно поэтому, не забывая о трудностях отдельных категорий граждан, власти уделяют особое внимание развитию шахтерских территорий, ведь именно там люди живут и работают каждый день. А в Ростовской области, подчеркнул депутат Законодательного собрания Леонид Шафиров, вообще имеется уникальный опыт поддержки промышленных моногородов, который дает реальные результаты, а потому вполне мог бы быть взят на вооружение федералами.