За неделю до Нового года мы кидаемся в пробег по магазинам: за подарками к торжеству, украшениями для дома, продуктами к праздничному столу.
Отсутствие на наших полках продукции местных производителей тема не новая. Хочется добавить несколько деталей к описанию проблемы
Как-то раз мы с коллегой на одной из выставок местных товаров набрели на стенд страусиной фермы. Удивление, восторги, вопросы Впервые в жизни мы попробовали суджук из страуса. Выслушали лекцию о том, что страус единственной животное, которое идет в переработку практически без отходов: мясо едят, а из перьев и очень крепкой кости делают сувениры и украшения. Узнали, что предприятие производит из мяса страуса рулеты и даже чипсы. «Где?» в один голос вскричали мы, имея в виду: «где все это можно купить?». Ожидали услышать в ответ несколько знакомых названий торговых сетей. Ведь страусятина, такой экстравагантный продукт, сделала бы честь ассортименту любого крупного магазина!
Мы пытались работать с сетями, признался представитель фирмы. Но очень уж тяжело! Расходится продукция не так что очень уж быстро, а поставлять нужно большими партиями. Лежитлежит, а потом вдруг раскупается в этот момент нужно моментально восполнить ассортимент. Промедлил штраф. Нет, нам это не выгодно.
В итоге выяснилось, что уникальная продукция продается только в одном из магазинов Ростова. Ну и, конечно, на самой ферме. Маловато!
А вот как вспоминали о работе с сетями на одном из предприятий, победивших в конкурсе «Лучшие товары Дона», куда я пришла брать интервью:
Условия устанавливаются жесткие, но только в одностороннем порядке, рассказывал начальник производства. К примеру, торговый центр требуют подвезти товар к двум часам дня и ни минутой позже. Приезжаем вовремя и стоим до вечера. Машину не разгружают, не принимают товар. Понять, кто в такой организации за что отвечает, невозможно. Кроме того, цены, которые требовал установить магазин, были ниже тех, по которым мы сами продаем продукцию непосредственно с предприятия. Клиенты, естественно, делали вывод, что выгодней покупать в торговом центре, а не у нас. Но там наш товар выставлялся нерегулярно. Мы подумалиподумали и махнули рукой на такую «торговлю».
Теперь этот производитель (кстати, его продукция продается и за рубежом) развивает свой интернетмагазин. Это, да еще сотрудничество с небольшими специализированными магазинами, да свои собственные фирменные «точки» выход для местных поставщиков, но, к сожалению, обеспечить большой приток клиентов такой выход не может. Для потребителей местный производитель так и остается «темной лошадкой».
«Скандальный», как назвали его некоторые СМИ, Закон о торговле, принятый Госдумой на днях, вроде бы должен урегулировать отношения поставщиков и торговых сетей. Закон (полное название «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») имеет сразу несколько целей: ограничение монополии сетей, сдерживание роста цен, создание условий торговли, выгодных для поставщиков и потребителей. Почему же новый закон назвали скандальным? Да потому, что совершенно невозможно предсказать, какие последствия даст он в уже сложившихся на рынке условиях, куда «поведет» его инерция рыночного процесса. Особенно если учесть, что представители торгового бизнеса от Закона, мягко говоря, не в восторге.
К примеру, среди пунктов, призванных протянуть «руку помощи» многострадальным поставщикам, есть один об установлении сроков оплаты за принятый товар. Теперь они соотнесены со сроками годности: продукция, которая может храниться не более 10 дней, и должна быть оплачена в течение этого времени, от 10 до 30 дней не позднее 30 дней, за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей не позднее 45 дней.
Это неизбежно приведет к росту цен, считает исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. Сокращение отсрочек вовлечет ритейлеров (перепродавцов) в дополнительные расходы, заставит брать больше кредитов, а компенсировать все эти издержки будет ползущая вверх отпускная стоимость товара.
Антимонопольные ограничения таковы: торговая сеть, чья доля на рынке региона составляет не менее 25 процентов, уже не может открывать новые магазины в данном субъекте РФ. Отменяются «бонусы» за размещение товара на «выгодных» полках (непонятно, правда, по какому принципу теперь будет распределяться на торговых местах продукция разных фирм жребий, что ли, будут кидать?). «Премии» торговым сетям за большие объемы поставок то бишь, дополнительные поборы с поставщиков должны быть не более
10 процентов. А на социально значимые товары они и вовсе сняты.
Закон направлен на то, чтобы торговля активно развивалась не только в крупных городах, но и в глубинке. Вероятно, малому и среднему бизнесу он позволит вздохнуть свободнее. И все же Уж слишком много факторов, не поддающихся учету. Средства давления торговых сетей на поставщиков многообразны. Опять же, в жизни «всегда есть место бонусу». Ктото из создателей законопроекта отметил, что Закон будет работать, если «не будет саботажа на каждом звене цепочки». Эх, его бы устами