Юристы предупреждают: оригиналы документов, подтверждающих ваши права, не отдавайте никому. Даже «на время».
Специалисты, защищающие права потребителей, столкнулись в последнее время с новой проблемой: сервисные центры, принимая товар на диагностику или ремонт, требуют у покупателя ВСЕ документы. Отдав чек, гарантийный талон и договор
В правовом поле ведь как? Есть у тебя документ и твои права начинают действовать, нет документа и каждый шаг становится почти неразрешимой задачей, комментирует юрист Союза защиты прав потребителей «Донской союз» Евгений Миронов. Передав все, что подтверждало его право владения товаром, сервисного центру, человек фактически становится его заложником. Теперь ему даже трудно доказать сам факт покупки товара. Разве что, найти свидетеля, который присутствовал в этот момент в магазине. По закону, при наличии свидетелей отсутствие товарного и кассового чека не лишает потребителя права требовать реализации своих требований, но на практике это сложно.
Недавно в союз защиты прав потребителей пришла женщина, купившая дорогой мобильный телефон в одном из магазинов Ростова. Телефон сломался, и она отнесла его на ремонт. «Нет деталей», единственный ответ, который она слышала от сотрудников сервисного центра достаточно долго. Все сроки прошли, но претензию написать нереально у покупательницы нет даже данных телефона, ничего, подтверждающего ее приход в сервисный центр и то, что она оставляла там покупку
Эта проблема порождена незнанием, считает Миронов. Людям просто не приходит в голову, что то, что от них требуют, незаконно. Особенно если с ними говорят вежливо и тактично, объясняя необходимость забрать документы производственными причинами.
А какие документы вправе потребовать сервисный центр?
Чтобы забрать никакие. Во время приемки аппаратуры на ремонт сотрудник центра может попросить гарантийный талон. А вообще потребитель должен не отдавать документы, а получать! Вначале направление на ремонт от продавца в магазине. На моей памяти его еще никому не давали,
Если же человек
Следует помнить: нежелание оформлять документацию как следует отнюдь не безалаберность, а стратегия людей, думающих на несколько ходов вперед.
В машине ломался двигатель, рассказывает другую историю Евгений Миронов. Хозяин ремонтировал ее в автотехцентре, но никаких бумаг при этом ему не давали. «Мы заняты, сейчас некогда заниматься писаниной, если надо, мы все оформим вам позже». Ремонтируют машину возвращают владельцу, и так несколько раз. Акт об оказании услуг и заказ наряда при этом не оформляется. Раз поломка, два поломка понятно, что машину надо возвращать, это существенный недостаток, но как доказать факт ремонта без документов? Да, потребителю вроде как «обещали» оформить документы. Но что в них напишут, если уже понятно, что человек делает их для написания претензии или обращения в суд?
Закон «О защите прав потребителей» защищает нас хорошо. Различные перипетии отношений с поставщиками товаров и услуг там описаны довольно подробно. Вот только мы этих подробностей не знаем. Наивно думать, что и другая сторона действует наобум. Занимаясь много лет подряд одной и той же деятельностью, эти люди прекрасно знают свои риски и выгоды. Так что давайте же и мы приложим усилия хотя бы для того, чтобы содержать документы в порядке и не бояться идти на конфликт. Это трудно только первые несколько раз.