Ростовские авиадиспетчеры объявили голодовку. Акции  протеста ростовских авиадиспетчеров и раньше были в центре всеобщего внимания, а теперь, после трагических событий в Смоленске, тем более.

Популярный ростовский интернет­сайт 161.ru сделал главной новостью конца прошедшей недели сообщение о голодовке, которую проводят  более 40 диспетчеров. Расположились они, как сказано в заметке, «в служебном помещении Центра филиала «Аэронавигация Юга» по улице Шаумяна, 42».

Однако по указанному адресу никакой аэронавигации в Ростове нет, на самом деле на Шаумяна,42 находится областной комитет КПРФ. Он и предоставил свое помещение авиадиспетчерам. Здесь, в крошечном зальчике, сидят на стульях с десяток угрюмых мужиков, остальные «тусуются» на улице. Если честно, на голодовку это мало похоже: участники акции сменяют друг друга, одни приходят, другие уходят домой отдыхать. Да голодать по-­настоящему авиадиспетчеры и не  могут: перед каждой сменой состояние их здоровья проверяет медицинская комиссия.

Работать же они, к счастью, не перестали. Кстати, согласно Трудовому и Воздушному кодексам забастовки в организациях авиационного транспорта в том случае, если их проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, являются незаконными и не допускаются. А в такой вот «голодовке» даже Южная транспортная прокуратура не усмотрела ничего противозаконного.

Но чем же все­таки недовольны участники акции протеста? Может быть, зарплатой (средний заработок  ростовских авиадиспетчеров — 64 000 рублей)? «Нет, мы не требуем повышения зарплаты, — сразу же заявили мне участники акции, — нам не нравится новый коллективный договор. Там есть пункт о том, что наше руководство может единолично отменить любое положение этого же колдоговора».

Директор «Аэронавигации Юга» Роман Одинцов не отрицает, что в новом коллективном договоре действительно был пункт, оговаривавший действия администрации и профсоюза в случае чрезвычайных обстоятельств, в том числе в экономике (дефолта, усугублении кризиса). Если они  вызовут серьезное уменьшение доходов предприятия, стороны должны вступить в переговоры по поводу изменения отдельных положений колдоговора. Например, об оплате предприятием пролета авиадиспетчера с супругой (ей предоставляется 50-­процентная скидка)  один раз в год на отдых в любую точку земного шара на самолете любой российской или зарубежной авиакомпании. (Заработной платы это никак не касается).

Но после того, как этот пункт вызвал протесты  проф­союза авиадиспетчеров, он был исключен из колдоговора. И, тем не менее, профсоюз продолжает требовать отставки гендиректора ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» Валерия Горбенко.

«Он генерал в отставке и наводит у нас армейские порядки», — так сформулировали свои претензии к руководству диспетчеры, с которыми я беседовала возле здания обкома партии. Тут же подошел их лидер и организатор всех акций протеста Юрий Батагов. У него с руководством «Аэронавигации Юга» давний и серьезный конфликт: пять лет назад он был закоперщиком голодовки диспетчеров (тогда они были не довольны низким уровнем зарплаты), а четыре месяца назад  Батагов был уволен за прогул. Сам он считает, что прогула на самом деле не было, потому что он  задержался из командировки из­за опоздания самолета.

Руководство предприятия готово доказывать в столичном суде (туда с иском к администрации обратился Батагов), что на самом деле самолет опоздал всего на несколько минут, и времени, чтобы отдохнуть после командировки и выйти на смену, у Батагова было более чем достаточно.

Первое заседание суда назначено в Москве только через месяц. И что же, Центр организации воздушного движения «Стрела»  все это время будет лихорадить? Правда, сами организаторы акций заявляют журналистам, что «смена авиадиспетчеров находится на рабочих местах и выполняет обязанности в штатном режиме». Но пассажирам от всех этих новостей все равно как­то не по себе становится…