Компьютер с высокоскоростным Интернетом, веб–камера, сканер, принтер, фотоаппарат и даже цифровой микроскоп. Вот необходимые атрибуты учебного процесса для 59 ростовских детей-инвалидов с первого по одиннадцатый класс.

Они получают образование по Сети, то есть дистанционно. И, похоже, на данный момент это самый оптимальный способ.

Раньше учителя, работающие с детьми на дому, шли к ним уже под конец рабочего дня. Уставшие и нагруженные своей работой в школе, они не всегда могли уделить полноценное внимание учебному процессу. Теперь учителя и ученика объединил Интернет. Это облегчило задачу и усложнило. Как научить ученика дистанционно? Как объяснить ему грамотно материал?..

Просторная аудитория в ростовской санаторной школе №28. За каждым компьютером — учитель в наушниках. А на мониторе — его ученик. Они видят друг друга, разговаривают. С помощью цифрового микроскопа даже лабораторные работы по физике, химии, биологии проводят. Любое изображение, попадающее в поле видения этого микроскопа, выводится на компьютер. Очень современно, удобно, доступно. Благодаря новым технологиям ребенок с ограниченными возможностями не только лабораторный опыт провести сможет, виртуально в классной аудитории оказаться для него тоже не проблема. Мы видели, как на уроке информатики на одной из парт был установлен ноутбук. По нему передавалось изображение из комнаты ученицы. Современные технологии как бы проецировали ее нахождение в классе. Она слушала объяснения учителя и могла отвечать на вопросы!

Такая возможность хороша прежде всего для детей-колясочников. Однако чтобы не «оторвать» их от социума вовсе, в школу ребят регулярно привозят. Для этого закуплен специальный микроавтобус с подъемником. Регулярно он возит детей в школу.

— Мы сумели оснастить Центр дистанционного образования за счет средств федерального (19, 8 млн. руб.) и областного бюджетов (4,2 млн. руб.), — рассказывает начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детства минобразования области Петр Серов. — Всю необходимую технику установили не только в школе, но и в домах учеников.

С нового учебного года к занятиям в центре приступят еще 150 детей. Всего, по данным мониторинга, у нас проживает 950 ребят с ограниченными возможностями, которые обучаются на дому. До 2012 года всех детей планируется перевести на дистанционное обучение.

Учителя, работающие с необычными учениками, прошли специальную подготовку. Их задача гораздо шире — не просто научить, но и порой психологически поддержать ребенка, не дать ему замкнуться на проблемах со здоровьем. Все педагоги — первой и высшей категорий. Растят для работы с детьми-инвалидами и собственные кадры. Марина Повещенко закончила 28­ю школу, на базе которой располагается центр. Получила образование в Донском педагогическом колледже. Собирается учиться в Педагогическом институте ЮФУ. А пока она — первая учительница для нескольких ребят с ограниченными возможностями… Выполненные домашние задания дети сканируют и показывают учительнице с помощью компьютера или пересылают по почте. Понаблюдав за ее работой, мы пришли к выводу, что ученики слушают Марину внимательно.

Занятия в Центре образования детей-инвалидов начались на днях. И они не отличаются от обычных школьных. Единственная разница — уроки здесь преподаются дистанционно, через Интернет…