
Академическая наука продолжает сопровождать государственную политику на юге России. В свет вышел очередной — IV том «Атласа социальнополитических проблем, угроз и рисков юга России», подготовленный учеными Южного научного центра РАН. На этот раз широкому кругу читателей представлен специальный выпуск.
Фото/Видео: Елена Слепцова
В нем анализируются причины и обстоятельства роста напряженности на Северном Кавказе, продолжается поиск путей стабилизации.
«Темы нового издания не повторяют темы предыдущего в отличие от ситуации, которая остается на Северном Кавказе напряженной. Наш новый труд не «страшилка», запугивающая понапрасну, не попытка привлечь внимание к собственным работам, но очередное напоминание о существующих угрозах и рисках в этом регионе», отметил один из авторов издания, заместитель директора Института социальноэкономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН Левон Батиев.
В последние два-три года ситуация в восточных районах недавно созданного СКФО не улучшилась. И даже наоборот: зона террористической активности географически расширилась, расползаясь по соседним субъектам, включая Ставрополье. Среди новых тенденций активное применение терактов не только против силовиков, но и против гражданских лиц и объектов, о чем свидетельствуют события последнего времени. Обращает на себя внимание и то, с каким ожесточением действуют сегодня террористы живыми их практически не захватывают. Потому наивно рассчитывать, что ужесточение законодательства отрезвляюще подействует на тех, кто и так идет на смерть Возрождение «батальонов смерти» можно опровергать, но наличие руководимых кем-то смертников факт, от которого не отмахнуться. Исследования ученых ЮНЦ РАН показывают, что вот уже несколько лет еще до конфликта Грузии и Южной Осетии в регионе действуют силы по созданию так называемого Кавказского эмирата. Говорить о реальности такого события отделении Северного Кавказа от Российской Федерации при наличии сильного государства не приходится. Но усилиями деструктивных сил в регионе собраны воедино основные террористические группы и отряды, цель которых посеять страх, панику, дезориентировать нормальную повседневную жизнь людей. Не исключено, что распространение пугающих слухов о терактах в дни празднования 65й годовщины Победы в Ростове, например, дело рук идеологов террористов. Помимо них, существует и «неорганизованное подполье» криминальнотеррористические группы, которые наносят существенный ущерб.
На фоне ошибок советских времен, помноженных на проблемы 90-х годов, и с учетом сегодняшних просчетов легко понять причину недовольства жителей северокавказских республик. А неуклюжие действия в регионе правоохранителей, безработица, низкий уровень жизни, коррупция, теневая экономика, клановость лишь дополняют картину.
По мнению ученых ЮНЦ РАН, исследовавших проблему в «пространстве и времени», борьба с терроризмом может растянуться на достаточно длительный срок даже при том, что государство, наконец, определится и будет проводить твердую политику в регионе. И все же стоит вспомнить, скольких усилий в свое время стоило искоренение басмачества в Средней Азии, «лесных братьев» в Прибалтике, бандеровцев на Украине. Опыт других государств, борющихся с терроризмом, подтверждает, что процесс этот быстрым не бывает.
И поскольку существует проблема Сочи 2014, то стоит, наверное, выработать единый подход к ситуации всех разобщенных ныне структур, представляющих государственную политику на Северном Кавказе, считают ученые ЮНЦ РАН.

