Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из тех сфер, где накопилось множество проблем. Всем ясно: срочно нужно менять положение дел. Статистика показывает, что оплата услуг ЖКХ является одной из самых затратных статей в бюджете российских семей (больше тратится только на питание), и эта доля растет.
Если в конце 2008 года в структуре расходов российских домохозяйств услуги ЖКХ занимали 9,3%, то в конце 2009 года уже 10,1%.
Только за первый месяц 2010 года индекс цен на
В Государственной Думе по инициативе «Единой России» создана депутатская комиссия, которая сейчас работает с конкретными регионами, выявляя случаи необоснованного повышения тарифов.
В целом по стране, по результатам нашего мониторинга, мы увидели, что одна из проблем заключается в том, что сейчас нормативы потребления коммунальных услуг за исключением нормативов по электроснабжению и газоснабжению утверждаются органами местного самоуправления, сказал в интервью для нашей газеты Председатель Государственной Думы Борис Грызлов. Именно в этих нормативах наблюдается наиболее серьезное расхождение между разными регионами и даже между разными городами в пределах одного региона. И это расхождение существенно: наверное, 300 литров воды на человека в сутки это, мягко говоря, несколько завышенная нормативная величина.
Как с этим бороться?
По предложению Председателя Правительства России Владимира Путина депутаты парламентского большинства в Государственной Думе прорабатывают и другие законодательные решения: в том числе об обеспечении информационной открытости и прозрачности управляющих многоквартирными домами организаций, о мониторинге платежей граждан за услуги
В целом нужен пакет законов, направленных на модернизацию ЖКХ. И некоторые из них уже проходят в Парламенте процедуру обсуждения и принятия, заявил Борис Вячеславович. 4 июня 2010 года принят в первом чтении законопроект, который вносит поправки в Жилищный кодекс, возвращающие Правительству России ряд полномочий по принятию подзаконных актов в жилищной сфере. В свое время с 1 января 2009 года целый ряд таких полномочий был передан Министерству регионального развития. Это и установление правил предоставления коммунальных услуг гражданам, и утверждение типовых договоров найма жилого помещения, и определение порядка перерасчета платежей за отдельные виды коммунальных услуг и так далее. Однако практика показала, что целесообразно повысить уровень принятия решений и контроля и вернуть соответствующие полномочия Правительству.
Во втором чтении принят другой внесенный депутатами законопроект, корректирующий законодательство о концессиях в коммунальном комплексе. Мы считаем, что концессионные соглашения серьезный инвестиционный инструмент для сферы ЖКХ. Принимаемые нами поправки упрощают процедуру их заключения в случае, если объектами являются системы коммунальной инфраструктуры.
Например, действующие сейчас требования к заключению концессионных соглашений устанавливают, что их объектом может быть только недвижимое имущество. Для «коммуналки», с ее технологически сложными системами, такая норма создает определенные препятствия. Мы исправляем эту ситуацию не только недвижимое, но и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, сможет быть его объектом.
Не повлечет ли это за собой очередное повышение тарифов?
Чтобы предотвратить возможные «игры» со стороны концессионеров на завышение тарифов, этим же законопроектом прописывается как одно из существенных условий соглашения необходимость указать обязательства по привлечению инвестиций в течение всего срока действия концессионного соглашения, а также предусматривается ряд других мер, которые будут способствовать прозрачности установления тарифов на услуги, предоставляемые в рамках концессии.
Вообще, примеры необоснованного роста тарифов лишь отражение общей ситуации в ЖКХ. А ее характеризуют монополизм и низкая энергоэффективность.
В борьбе, которую постоянно ведут жильцы и коммунальщики, хозяева квартир пока проигрывают
Многое зависит от того, как выстроены отношения поставщиков услуг с жильцами, с товариществами собственников жилья. Поэтому мы реализуем проект «Управдом». Это подготовка профессиональных представителей интересов жильцов. Там, где такие представители начинают работать, тарифы ЖКХ снижаются
Именно здесь в энергоэффективности, в борьбе со злоупотреблениями монополий и карманными фирмами чиновников мы видим магистральное направление преобразований в системе ЖКХ. С этих позиций парламентское большинство и работает над совершенствованием законодательства.
У наших читателей есть возможность задать вопросы Председателю Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия», Председателю Государственной Думы Борису Грызлову. Присылайте их на почтовый адрес редакции 344082,