
«Не люблю китайцев, даже если они таджики». Эту точка зрения реального собеседника сегодня разделяют многие, увы. По статистике около половины россиян придерживаются известного лозунга «Россия — для русских».
А потому вопрос об отношениях между коренными жителями и иммигрантами волнует сегодня многих.
Ежегодно от рук скинхедов страдают около 600 мигрантов, примерно 100 из них гибнут. Но даже те, кто осуждает такие нападения, считают, что мигрантов слишком много. Самое удивительное, что хуже всего относятся к ним в тех регионах, где приезжих из Закавказья и стран Цетральной Азии вообще нет Зато есть образ врага, мешающего жить. А между тем миграция для России не вопрос выбора, а необходимость, утверждают эксперты. И если мы не хотим видеть у себя туркменских дворников и узбекских строителей, то завтра на их место в Россию приедут индусы и пакистанцы
Причина такого положения очевидна число россиян неуклонно снижается, убывая ежегодно примерно на 1000 человек. Рост народонаселения наблюдается лишь в ряде республик Северного Кавказа Чечне, Ингушетии, Дагестане. Но в других регионах ситуация такова, что к 2030 году, может статься, будет некому подметать улицы
О вариантах миграционного будущего России и шел разговор
Больше всех уважают закон китайцы
По разным данным в России насчитывается от 16 до 20 млн. трудовых мигрантов, из них легально работают от 4 до 8 млн. Больше всего приезжих из Узбекистана примерно 1 млн. человек в год. Далее в порядке убывания следуют: Таджикистан, Украина, Киргизия, Молдова, Армения, Азербайджан. Замыкает список мигрантов из ближнего зарубежья Казахстан 0,04 млн. человек.. Самые многочисленные приезжие из дальнего зарубежья китайцы до полумиллиона ежегодно. Они же и самые законопослушные, отмечают работодатели.
Надежны, дешевы и не воруют
Так оценивают иностранных рабочих большинство работодателей, многие из которых предпочитают иметь дело именно с ними, а не с местными, горько пьющими разнорабочими, не желающими выполнять тяжелую и грязную работу за низкую зарплату. Не секрет, что рабочая неделя иностранцев длится
Конкуренты ли?
Многие россияне оправдывают свое негативное отношение к трудовым мигрантам тем, что считают их конкурентами на рынке труда. Но, как утверждают эксперты, конкурировать они могут только с местными маргиналами, не имеющими ни образования, ни специальности, ни квалификации Впрочем, целый ряд сфер занятости функционирует у нас в значительной степени благодаря иммигрантам: строительство, оптовая и розничная торговля, коммунальные и персональные услуги, общественное питание и транспорт.
Заблуждаются те, кто считает, что России нужны другие высококвалифицированные кадры. Все как раз наоборот. Наша страна занимает 2-е место в мире по образованию после США. У нас учатся в школе долгих 11 лет, в Индии, Китае, Бразилии 4-5 лет. В России налицо «перепроизводство» специалистов с высшим образованием, которые часто вынуждены работать там, где их квалификация не востребована. А потому конкурентными для нас являются как раз специалисты из развитых западных стран.
Вывод напрашиватся один: нашей стране нужны «рабочие лошадки», какими и является подавляющее большинство трудовых мигрантов из бывших республик СССР. И в России они занимают определенную нишу работают много за низкую зарплату. Во всем мире так и принято отдавать такие места именно иностранцам, хоть это и цинично
Я русский бы выучил только за то
Все приезжающие к нам иммигранты четко делятся на две категории.
Есть те, кто выполняет «заказ» семьи, рода едет в Россию исключительно на заработки, чтобы прокормить многочисленную родню, что невозможно сделать на родине. В Казахстане, например, за ту же работу платят в 10 раз меньше, чем в РФ. Понятно, что у таких людей нет причин пытаться
Но есть другие, и их достаточно много. Эти рабочие хотят навсегда остаться в России, принять гражданство РФ, а потому готовы получать образование и квалификацию. Но для этого необходимо как минимум прилично владеть русским языком. А вот с этим как раз и проблемы.
Большинство трудовых мигрантов, работающих от зари до зари в кругу своих же земляков, лишены возможности общения с местными жителями. А, значит, возможность выучить русский хотя бы на бытовом уроне за пределами их «территории» стройки, где они работают, и общежития, где они ночуют равна практически нулю. Быть может, потому таким стойким спросом пользуются курсы русского языка в Таджикистане, например?
«Мы такие разные, но все-таки мы вместе»
Мигрантов не любят нигде. В России уже сложилась печальная практика у приезжих нет взаимопонимания с местными жителями. Виноваты, как правило, и те, и другие: одни не готовы принять гостей, другие уважать хозяев. Власти в этой ситуации чаще всего не подготовлены для решения таких проблем и остаются в стороне. Бороться с ксенофобией мы еще не научились. Потому в нашем обществе в безопасности не чувствуют себя не только таджики или азербайджанцы, но и негры, которые уж и вовсе не имеют никакого отношения к трудовым мигрантам. Сегодня многие россияне только приветствуют административные меры, препятствующие их адаптации. Это мешает доступу мигрантов к тому, в чем они больше всего нуждаются к рынкам труда и жилья, что часто вынуждает их уходить в «тень», в криминальные структуры.
Либерализация миграционной политики последних лет принесла свои плоды: больше иностранцев стало работать легально. Но это практически сведено на нет плохой организацией, непрозрачностью и коррумпированностью служб, занимающихся проблемами миграции, утверждают эксперты.
Конечно, мигранты не ангелы. Но очень часто их стремление жить среди «своих» говорит не столько об их нежелании приспосабливаться к новой жизни, сколько о том, что у нас нет отработанных механизмов, которые бы помогли этим людям стать «своими» и для нас.
В России множество каналов, по которым распространяется негативная информация об иммигрантах: это высказывания политиков, СМИ, молодежная среда.
И пока никто не говорит о другом: если мы сегодня недовольны тем, что улицы метут таджики, а фруктами торгуют азербайджанцы, и завтра выгоним их из России, то послезавтра на их место приедут не русские из глубинки не надейтесь! а индусы и пакистанцы. А им приспособиться к нашей жизни еще сложнее, чем тем, кто хранит пока историческую память о тех временах, когда мы жили в единой стране «такие разные, но вместе». Увы, сегодня это всего лишь слоган для рекламы пива

