Весь прошедший учебный год в 246 школах области работали уполномоченные по правам ребенка. Их выбирали сами школьники из числа педагогов, психологов и родителей.

Предполагалось, что уполномоченные «разрядят» школьную обстановку, помогут решать конфликты «ученик — родитель», «ученик — ученик», «ученик — учитель», а также повысят правовое образование несовершеннолетних путем проведения бесед и ролевых игр.

Что из этого вышло, каждый уполномоченный постарался обобщить в специальном докладе.

— Я изучила все эти отчеты, — говорит консультант уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области Светлана Вячеславовна Каракосова. — Часть из них показалась мне очень интересной. Чувствуется, что эти школьные уполномоченные отнеслись к своей новой общественной работе с энтузиазмом, интересом и даже в какой-то степени креативом. Конечно, нельзя сказать, что все гладко. Есть и «минусы», причины которых еще предстоит обсудить на конференции осенью.

К одним уполномоченным за год поступило множество жалоб от детей на физическую и моральную жестокость со стороны взрослых, от педагогов — просьб защитить от неадекватного и некорректного поведения учеников. Но в «копилке» некоторых уполномоченных не оказалось ни одного конфликтного случая, требующего их вмешательства. В чем причина? В недоверии к уполномоченному или в страхе, что факт будет предан огласке?

— Так как большинство школьных уполномоченных сами являются учителями, было опасение, что они не смогут объективно разрешать конфликты «ученик — учитель» и станут защищать «честь мундира», — признается Светлана Вячеславовна. — Но, к счастью, такого перегиба я не заметила. Наверно, потому что выбирали на эту общественную работу действительно авторитетных и правдолюбивых людей.

Средний срок, на который избираются школьные уполномоченные — два-четыре года. Но не исключено, что некоторые из них прекратят свои полномочия досрочно. Например, одна из уполномоченных-родительниц вынуждена признать, что не получилось полноценно сочетать собственный бизнес и общественную нагрузку.

По-настоящему оценить значение школьных уполномоченных можно будет только года через три. Но уже сейчас все признают, что это новшество, позаимствованное в Волгоградской области, скорее хорошо, чем плохо.

Ожидается, что в новом учебном году уполномоченные появятся еще в 250 школах области.

Всех их осенью соберут на обучение новой общественной работе. Посетить занятия смогут и уполномоченные «со стажем».

В отличие от прошлого года программу занятий расширят за счет привлечения психологов. Как показал опыт работы «первопроходцев», именно нехватку таких знаний они ощутили наиболее заметно.

Коллаж Ольги Пройдаковой