Из-за жары всем приходится туго, но благодаря чудесам современной техники как-то спасаемся: в офисе под кондиционером сидим, домой приходим — первым делом включаем сплит. Между тем спасительная прохлада очень дорого обходится.

Полдень. Жара. Ул. Мечникова, 71 «Д». Тяжелые ботинки выше щиколотки, плотные «хэбэшные» штаны и куртки с длинным рукавом, оранжевые каски. Кабельная бригада Южного РЭС (районные электросети Ростова, обслуживают Кировский и Ленинский районы города) раскапывает котлован на месте очередного повреждения  высоковольтной кабельной линии. Рабочие обрабатывают края лопатами, рядом стоит экскаватор.

— Все, ребята, хватит, ждем лабораторию, — бригадир Александр Абрамов дает минутку на отдых. Куртки снимаются тут же — пот льется даже не ручьями, а реками. По технике безопасности находиться в котловане без спецодежды и касок нельзя: рядом открытый поврежденный кабель.

— Нагрузки не только физические. Механически выполнять какой-то набор действий здесь нельзя. Малейшая невнимательность, и случится непоправимое. А еще жара… Охлаждаемся, как можем: куртки снимаем, за минералкой холодной охотимся. Сейчас очень напряженное время: линии не выдерживают, вызовов много, работаем с 8 утра. Официально рабочий день заканчивается в 17.00, но часто задерживаемся — надо же доделать все, чтоб люди без света не сидели.

Система работы «аварийки» такая: по телефону диспетчеру поступает сообщение, что  по такому-то адресу произошло обесточивание. На место выезжает оперативно-выездная бригада, она выясняет причину: повреждение кабеля, воздушной линии, неисправность трансформатора или повреждение у потребителя. Затем на место направляется уже соответствующая бригада: по ремонту КЛ (кабельных линий), ВЛ (воздушных линий) или ТП (трансформаторных подстанций). Если поврежден кабель, то перед бригадой, такой как эта, на место выезжает лаборатория и «прослушивает» кабель, находящийся под землей. Там профессионалы — место повреждения определяют с точностью до полуметра, а иногда и вообще точно попадают. Раскоп — и контрольный «прокол». При этой процедуре в кабеле при помощи небольшого пиропатрона или сверла делается отверстие.

— После прокола кабель разрезается, лаборатория его проверяет — нет ли других повреждений на участке, — рассказывает Александр. — Если все нормально — монтируем муфту, закапываем, и айда на следующее место.

— Ты замерзла, деточка? Пойдем к нам, погреемся. — честно говоря, после этих слов Владимира Михайловича Бережного, электромонтера высоковольтной лаборатории РПиВИ, я «слегка» удивилась. Правда, потом все поняла. Старенький ПАЗик с надписью «Лаборатория». Большую часть занимает оборудование: датчики, счетчики, амперметры, вольтметры, провода, кабели. На стенке градусник …

— А это наша достопримечательность! Сегодня он даже не зашкаливает, — смеется Владимир Михайлович. На градуснике уверенные 50, жара и духота в автобусе ужасные. Случайно прикасаюсь рукой к части обшивки, тут же отдергиваю — обожглась.

— Сейчас начнем кабель испытывать, станет еще жарче, провода и приборы тоже греются, — поясняет мне Николай Иванович Михайлов, соратник Бережного. Он уже четверть века работает с электричеством, большую часть вместе с Владимиром Михайловичем.

Начинается испытание кабеля. Находиться при этом в лаборатории мне не разрешили. Проверяют, подавая на оба конца разрезанного кабеля напряжение, пятикратно превышающее обычное. Сейчас выявили всего одно повреждение — почти легкий случай. А бывает, на одном участке и 7, и 9 повреждений.

— Судя по характерной ямке, этот «подарочек» нам «водоканал» подсунул. Видишь, рядом закопанный котлован с лентой ограждения, видимо, свое латали и случайно наш кабель зацепили. Он даже ближе к поверхности был, чем положено, — объясняет мне Николай Иванович.

Решаю дальше под ногами не мешаться, прощаюсь.

Следующая остановка — ул. Зорге, 27/6, там работает бригада по ремонту ТП. Под бдительным оком мастера Юрия Лисицы меняют трансформатор. Сейчас в компании «Донэнерго» не просто заменяют вышедшее из строя оборудование на новое, а ставят трансформаторы нового поколения, в том числе и сухие, таким образом осуществляя модернизацию электросетей города. Охлаждение таких трансформаторов происходит при помощи воздуха, а не масла, как раньше. Такие трансформаторы требуют менее тщательного обслуживания: нет необходимости в лабораторных анализах масла, не нужно его менять. Кроме того, для них характерны меньший уровень шума и низкая пожароопасность. Зато температура должна контролироваться тщательно. В трансформаторных подстанциях она порой достигает 70° С, а при ней еще и работать нужно.

— Мы сейчас только установили трансформатор. отпустим спецтехнику — трансформатор без крана не поднять, и будем его подключать, проверять. Только после обеда. Сейчас уже 14.00, на работе мы с 8, и крошки ни у кого во рту не было, — выдал «секретную» информацию Павел Викторович Гривцов — электромонтер распредсетей.

— Не выдерживают наши сети таких нагрузок, — рассказывает зам главного инженера ОАО «Донэнерго» Павел Васильевич Черватюк. — Большинство было смонтировано в 60-70-е годы, старая часть Ростова — (около Центрального рынка) вообще 20-30-х годов, и не рассчитаны сети на такие мощности. Сейчас же кондиционеры у всех и каждого, и не по одному …

Пик нагрузок в будние дни — вечер, где-то с 19.00  до 22.00, когда все приходят с работы и включают кондиционеры и прочую технику: ужин, телевизор, компьютер. Раньше наибольшие нагрузки на сеть приходились на зиму. Понятие «зимний максимум» — конец декабря — начало января, когда температура низкая, люди греются, и главное украшение праздничного стола — телевизор. Теперь появился и летний максимум, причем продолжается он все лето, особенно возрастая в выходные, чего раньше мы просто не видели. Ситуация резко изменилась буквально за 2 года. К примеру, за прошлые сутки поступило 39 заявок о неполадках на линиях. На данный момент повреждены 74 кабельные линии, в прошлые годы если до 30 доходило — был аврал. Все они или уже ремонтируются, или переподключены. В компании «Донэнерго» стараются делать все возможное, чтобы люди не оставались без электричества.

— У нас сейчас работают 12 ремонтных бригад, 9 лабораторий и еще оперативно-диспетчерские группы, — продолжает Павел Васильевич. — График работы которых обычно с 8.00 до 20.00, сейчас мы обсуждаем вопрос о его пересмотре до 22.00. Если надо, просим людей задержаться сверхурочно. Стараемся им это возместить, по мере сил. И, конечно же, очень остро стоит вопрос модернизации электросетей города и области. Мы предложили заложить в планах по перспективному развитию на ближайшие три года средства на реконструкцию и капитальное строительство электросетей объемом около 1,2 млрд. рублей. Сумма — огромная, но даже она — лишь малая часть из того, что понадобится на модернизацию всех сетей. А пока мы, как и все в Ростове, ждем окончания жары.

ОАО «Донэнерго» образовано 10 лет назад, в его состав вошли 11 межрайонных электросетей Ростовской области. Компания является одним из основных транспортеров электроэнергии в городах и районах нашей области. Именно в ее ведомстве находится большая часть линий электропередачи Ростова.