
У Петра Егоровича Демко — редкое, уникальное, пожалуй, сочетание: прежде он был единственным в нашей области (а может, и в стране) чиновником, первым заместителем главы районной администрации, который посвящал свой досуг шорничеству. Ныне он — замглавы администрации на пенсии и по-прежнему шорник.
Фото/Видео: Марина Каминская
Причем сегодня большинство тех, кто называют себя шорниками, ограничиваются изготовлением нагаек. А Петр Егорович делает конскую сбрую и седла. Прочные и красивые.
Есть еще одно отличие Петра Егоровича от коллег: едва ли не все они безлошадные. А у него Орлик, молодой конь терской породы.
Петр Егорович вообще не понимает: что ж это за донской казак, если без лошади? Сам он, кстати, не казак. Отец родом из Сибири, мать белоруска. Но вот супруга Любовь Алексеевна казачка из Орловского района. Ее мама была чабаном, пасла верхом на лошади овец. Так что и дочке еще в детстве довелось испытать это удовольствие.
Детство Петра Егоровича тоже прошло на Дону. Семья жила в совхозе «Персиановский» Октябрьского района. В то время не было там ни телефона, ни рации, и школьнику Пете Демко, к его неописуемой радости, доверяли на летних каникулах доставлять верхом на лошади с отделений в центральную усадьбу сводки о ходе полевых работ.
Сын Петра Егоровича и Любови Алексеевны Саша тоже в детстве бредил лошадьми.
Когда он был маленький, считал, что наш мотоцикл нужен только для того, чтобы доехать на нем туда, где есть лошадь, на которой можно покататься верхом, говорит Петр Егорович.
И на выходные они в самом деле ехали на мотоцикле к чабанам, которые соглашались взять на время мальчика в подпаски.
Удивительно ли, что как только Ельцин подписал Указ, позволяющий держать в личном подсобном хозяйстве лошадь, Демко купили жеребенка. А уж вслед за тем пришла мысль, что хорошо бы упряжь сделать. Такую, как больше ни у кого.
Петр Егорович вообще мастер на все руки. А тут и вовсе: так увлекся, что сбруя вышла загляденье. Работники райотдела культуры увидели обрадовались: «Да это же на областной выставке народного творчества надо показывать! Это же то, чем район может гордиться!».
И вправду: с той поры парадную упряжь работы Демко охотно демонстрируют на всевозможных выставках и фестивалях. У него уже целая стопка грамот, дипломов, благодарственных писем.
Двух одинаковых сбруй у Демко не бывает. Одно и то же делать неинтересно: нравится ставить перед собой новые творческие задачи. Самосовершенствоваться. В порядке самосовершенствования он в возрасте 63 лет освоил компьютер: ведь Интернет это еще один источник информации о технике его ремесла, сведений, которые он собирает где только может, по крупицам, потому что специальной литературы не найти.
Скоро будет не найти и самих шорников, с грустью прогнозирует Петр Егорович. Умирающая профессия. В официальных реестрах ее уже нет. Хотя
И дальше о том, что популярной у нас сегодня импортной конской амуниции не сравниться с тем, что делает шорник по заветам старых мастеров.
К примеру, импортное седло если повредилось, ремонту не подлежит. А у седел, сделанных народными умельцами, есть возможность замены пришедшей в негодность детали. А ручной шов шорника! Это же такая надёга! У машинного
Петр Егорович, но уход за лошадью, изготовление упряжи это же, наверно, столько времени забирает, что чревато семейными конфликтами?
Наоборот: способствует хорошей семейной атмосфере. У нас так распределено, что кошки, собаки, овцы, лошадь моя забота, куры и утки жены.
Пользу от содержания лошади Петр Егорович обосновал в пяти пунктах, которые еще прежде записал, а теперь дал мне прочесть. Они таковы:
1. Врачебная практика давно подтвердила, что общение с лошадьми избавляет от беспокойства, снижает негативное воздействие стрессов. Убедился в этом лично. Взять такой жизненный момент, как выход на пенсию. Для некоторых это сильнейший стресс, чуть ли не жизненная катастрофа. Как можно жить без работы? Чем заниматься? Для меня этой проблемы не существовало только потому, что у меня была лошадь и я мог посвятить ей все свободное время.
2. Лошадь это своего рода стимул жизни. Не дает расслабиться. Нельзя болеть. Лошадь ежедневно требует кормления и ухода. А это сможешь сделать только ты. Поэтому все болезни в сторону. Всегда надо поддерживать себя в форме. Нельзя жиреть и набирать избыточный вес. С большим животом в седло не сядешь.
3. Способствует посильным физическим нагрузкам. Заниматься спортом не могу. Возраст не тот, да и
4. Привязывает к дому. Даже расслабиться как следует не могу, т.к. всегда стоит в голове: тебе еще надо заводить или кормить Орлика.
5. Успокаивает, снимает злость и любое напряжение. Погладил, почистил, пообщался с лошадью и любой стресс как рукой сняло.
Устно Петр Егорович добавил к этому, что и шорничество, как занятие позитивное, тоже снимает любой стресс.
А потом Петр Егорович сказал, что они с Любовью Алексеевной собирались съездить на фаэтоне в центр слободы, на почту и не составлю ли я им компанию?
Еще бы! Единственное, что меня смущало: не тяжело ли Орлику?
Не беспокойтесь: он может везти груз весом до полутонны, заверил меня Петр Егорович и добавил, что Орлик лошадь универсальная. Впрягают его и в фаэтон, и в грузовую телегу. Раньше Демко попадались лошади горячие, темпераментные. Нестись на них во весь дух, может, и хорошо. Но как упряжные не годились. И вот, наконец, Петру Егоровичу достался конь, о котором мечтал: спокойный и доброго нрава.
Мы сели в фаэтон с оригинальным номерным знаком: «и001гого», и Орлик уверенно повез нас знакомым маршрутом.
Дорогой я узнала, что бывает Петра Егоровича приглашают на свадьбу прокатить жениха с невестой. Учителей этой весной катал перед выпускным вечером.
Не будете в пути петь возить не буду!
Солдатушки, бравы ребятушки! грянули они старинную песню, чем Петра Егоровича приятно удивили. Но радость была коротка.
Видно, кроме одной строки, эти певцы ничего больше не знали, пропоют ее и снова, пропоют и снова, вспоминал, смеясь, Демко.
А вы любите проехать с песней?
Так с ней же веселее!
А если не выходит песня у ваших пассажиров?
Тогда включаю магнитофон, чтобы Кадышева им помогла.
Петр Егорович, а на ипподром, на скачки посмотреть ездите?
Ездим всей семьей из трех поколений.
На Орлике?
На автомобилях. Ездить ездим, но играть на тотализаторе не играем. У нас своя, семейная игра: тоже каждый называет лошадь, которая должна прийти первой. Кто оказывается прав, тому почет и уважение. Нередко его заслуживает внучка Анжела, ей 18 лет.
Другая внучка Варенька еще малышка. В этой игре она пока не участвует, но есть в ней
Будет Варюха деду помощницей. Настоящая лошадница из Варюхи может вырасти!

