
Что в конечном итоге определяет, где человеку лучше жить? Показателей — множество. Но есть один, по которому можно достаточно достоверно судить о качестве жизни в том или ином городе. Это уровень социальной защищенности его граждан.
В самом деле: в городе с высоким достатком всегда хватит средств на поддержку нуждающихся жителей. Не возникает проблем с финансовым обеспечением субсидий и льгот. Здесь, как правило, более развитая система охраны здоровья. Внимание к детям и старикам имеет вполне материальное выражение в виде сети детских садов, центров социальной защиты, домов престарелых
Все это сегодня есть в Ростове. Но хозяйство это само нуждается в поддержке, постоянном совершенствовании и развитии. Организующим началом здесь выступает городская Дума. Ее постоянная депутатская комиссия по здравоохранению и вопросам социальной защиты населения это своего рода генератор инициатив по охране здоровья граждан, поддержке семьи, материнства и детства, созданию условий по оказанию социальных услуг, обеспечению малоимущих жильем
Не будет преувеличением сказать, что все значимые социальные программы, действующие в городе, разработаны либо с подачи, либо при непосредственном участии депутатов членов постоянной думской комиссии по здравоохранению и вопросам соцзащиты населения.
Но разработать толковую программу это даже не полдела. Главное система ее претворения в жизнь. И здесь без постоянного думского контроля не обойтись. Разумеется, самое пристальное внимание выполнению «Комплексной программы мер социальной защиты населения Ростова». Таких Комплексных программ в период полномочий городской Думы четвертого созыва было две. Одна была разработана еще Думой третьего созыва, другую принимал уже четвертый состав депутатов. В общей сложности на реализацию программ было затрачено почти 17 млрд. рублей. Среди основных статей расходов: поддержка ветеранов Великой Отечественной войны, предоставление льгот и субсидий целому ряду категорий горожан, выплата адресных социальных пособий.
Характерно, что все принимавшиеся ростовскими думцами «Комплексные программы» можно рассматривать как единое целое. Не повторяя одна другую, они находятся в тесной преемственной связи. Круг тем и вопросов, намечаемых к решению, постоянно расширяется. Так, если программа 2005 года была нацелена на оказание помощи ветеранам войны в год
Если «Комплексную программу мер соцзащиты населения» можно рассматривать как документ стратегический, то разработанные и осуществляемые в городе целевые программы как бы намечают тактику решения сложных и многообразных задач развития социальной сферы. Достаточно назвать такие документы, как «Комплексная программа развития здравоохранения в Ростове
Так, разработанная и принятая по инициативе депутатов членов комиссии программа «Ветераны и старшее поколение Ростова», рассчитанная до конца этого года, помогла найти комплексное решение проблем пожилых людей и значительно упрочила их социальную защищенность. В ее основу был заложен принцип предупреждения причин, порождающих трудные ситуации для пожилых ростовчан. Это позволило дифференцировать походы к ветеранам разных возрастных категорий. Такая адресность благотворно сказалась на положении ростовских стариков, помогла объединить их, усилила связь между людьми старшего поколения и местным самоуправлением.
Но программы, даже если они и выстроены в систему, еще сами по себе не решат проблем, если не будет налажен четкий контроль со стороны представительного органа за деятельностью структур социальной защиты. Иными словами, если в центр внимания не будут ставиться вопросы повседневной,
И, конечно, многое достигается в ходе непосредственного контакта депутатов со своими избирателями. Не будет преувеличением сказать, что львиная доля вопросов, вынесенных членами комиссии на обсуждение городской Думы, сформировалась в ходе депутатских приемов. На них вопросы, связанные с социальной защитой, непременно оказываются одними из наиболее часто поднимаемых. Это и понятно: ведь именно из таких проблем состоит наша жизнь, и именно они определяют ее качество.
Д. СМУРОВ

