Что в конечном итоге определяет, где человеку лучше жить? Показателей — множество. Но есть один, по которому можно достаточно достоверно судить о качестве жизни в том или ином городе. Это уровень социальной защищенности его граждан.

В самом деле: в городе с высоким достатком всегда хватит средств на поддержку нуждающихся жителей. Не возникает проблем с финансовым обеспечением субсидий и льгот. Здесь, как правило, более развитая система охраны здоровья. Внимание к детям и старикам имеет вполне материальное выражение в виде сети детских садов, центров социальной защиты, домов престарелых…

Все это сегодня есть в Ростове. Но хозяйство это само нуждается в поддержке, постоянном совершенствовании и развитии. Организующим началом здесь выступает городская Дума. Ее постоянная депутатская комиссия по здравоохранению и вопросам социальной защиты населения — это своего рода генератор инициатив по охране здоровья граждан, поддержке семьи, материнства и детства, созданию условий по оказанию социальных услуг, обеспечению малоимущих жильем…

Не будет преувеличением сказать, что все значимые социальные программы, действующие в городе, разработаны либо с подачи, либо при непосредственном участии депутатов — членов постоянной думской комиссии по здравоохранению и вопросам соцзащиты населения.

Но разработать толковую программу — это даже не полдела. Главное — система ее претворения в жизнь. И здесь без постоянного думского контроля не обойтись. Разумеется, самое пристальное внимание — выполнению «Комплексной программы мер социальной защиты населения Ростова». Таких Комплексных программ в период полномочий городской Думы четвертого созыва было две. Одна была разработана еще Думой третьего созыва, другую принимал уже четвертый состав депутатов. В общей сложности на реализацию программ было затрачено почти 17 млрд. рублей. Среди основных статей расходов: поддержка ветеранов Великой Отечественной войны, предоставление льгот и субсидий целому ряду категорий горожан, выплата адресных социальных пособий.

Характерно, что все принимавшиеся ростовскими думцами «Комплексные программы» можно рассматривать как единое целое. Не повторяя одна другую, они находятся в тесной преемственной связи. Круг тем и вопросов, намечаемых к решению, постоянно расширяется. Так, если программа 2005 года была нацелена на оказание помощи ветеранам войны в год 60-летия Победы, то уже следующая, рассчитанная на период до 2009 года, центральными направлениями сделала повышение уровня и качества жизни семей с низкими доходами и воспитание здорового поколения. Иными словами, лейтмотивом всей программы стала «семейная» тема. В практику социальной помощи вошли такие меры, как бесплатное и льготное посещение театров, парков, проведение реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями, организация занятий по плаванию в бассейнах города и при детских дошкольных учреждениях. Вчера все это казалось диковиной, сегодня — уже норма. На очереди — принятие новой Комплексной программы. Можно не сомневаться: и там появятся новые направления, новые задачи, решение которых поможет развить и приумножить уже достигнутое.

Если «Комплексную программу мер соцзащиты населения» можно рассматривать как документ стратегический, то разработанные и осуществляемые в городе целевые программы как бы намечают тактику решения сложных и многообразных задач развития социальной сферы. Достаточно назвать такие документы, как «Комплексная программа развития здравоохранения в Ростове на 2005-2008 годы», программа «Дети Ростова», целевая программа «Ветераны и старшее поколение», чтобы понять: меры социальной защиты, намеченные в них, — это не разовые акции, а постоянно действующие.

Так, разработанная и принятая по инициативе депутатов — членов комиссии программа «Ветераны и старшее поколение Ростова», рассчитанная до конца этого года, помогла найти комплексное решение проблем пожилых людей и значительно упрочила их социальную защищенность. В ее основу был заложен принцип предупреждения причин, порождающих трудные ситуации для пожилых ростовчан. Это позволило дифференцировать походы к ветеранам разных возрастных категорий. Такая адресность благотворно сказалась на положении ростовских стариков, помогла объединить их, усилила связь между людьми старшего поколения и местным самоуправлением.

Но программы, даже если они и выстроены в систему, еще сами по себе не решат проблем, если не будет налажен четкий контроль со стороны представительного органа за деятельностью структур социальной защиты. Иными словами, если в центр внимания не будут ставиться вопросы повседневной, в чем-то даже рутинной работы. Конечно, это не самая эффектная форма депутатской деятельности. Но то, что самая эффективная, — это уж точно. За период своих полномочий депутаты смогли проанализировать многое в деятельности органов соцзащиты. Так, изучение работы городских Управлений образования и здравоохранения по оснащению медпунктов в школах города дало толчок к качественному оборудованию медкабинентов в ряде образовательных учреждений. А знакомство с работой Управления соцзащиты населения Первомайского и Пролетарского районов города в части повышения качества услуг социальной направленности помогло обобщить и распространить их опыт на все органы социальной защиты в Ростове.

И, конечно, многое достигается в ходе непосредственного контакта депутатов со своими избирателями. Не будет преувеличением сказать, что львиная доля вопросов, вынесенных членами комиссии на обсуждение городской Думы, сформировалась в ходе депутатских приемов. На них вопросы, связанные с социальной защитой, непременно оказываются одними из наиболее часто поднимаемых. Это и понятно: ведь именно из таких проблем состоит наша жизнь, и именно они определяют ее качество.

Д. СМУРОВ