
Театр абсурда — бессмыслица, вздор, заумь, нонсенс, чепуха, чушь. Что на самом деле происходит, уловить трудно или почти невозможно, но для действующих лиц следование предписанным регламентам важнее здравого смысла. К сожалению, нечто созвучное можно увидеть не только на сцене.
Действующие лица
В городе Константиновске произошла странная история. Инне Плющенко бывшей заведующей отделом культуры района предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. Конкретно в том, что она приняла на работу заместителем директора районного Дома культуры своего мужа Сергея Плющенко, заведомо зная, что он не будет работать. Пережив сначала беседы со следователем, потом допросы, очные ставки с бывшими коллегами, тяжело заболев, находясь на грани нервного срыва, Инна Плющенко обратилась за помощью в редакцию. «У меня такое ощущение, что я участвую в театре абсурда, где черное называют белым, бывшие коллеги лгут, глядя в глаза, а те, кто вчера сочувствовал и обещал помощь, смущенно извиняются, отводят взгляд и говорят: «Прости, но мы хотим работать». Я могу только предполагать, но даже не знаю точно, от кого в органы поступил сигнал о том, что С. Плющенко, занимая в 2007 году должность заместителя директора районного ДК, не работал, а просто получал зарплату. А я, используя свое служебное положение, «давила» на подчиненных, заставляя ее выплачивать».
Подумать только: на глазах у всего района, где в Интернете обсуждается каждый шаг тех, кто находится при власти, и все знают друг про друга очень многое, так, посвойски, удобно устроилась семейка! Целый год в районе, где полторы тысячи человек стояли на бирже труда, а еще столько же просто отчаялись найти работу и уже никуда не обращались, ни за что получать зарплату?! Рисковые, отчаянные люди: за такое деяние есть статья, в которой предусмотрено наказание до 4 лет лишения свободы.
Встретившись с Инной Михайловной, я спросила ее: «Неужели прямотаки все взяли и отвернулись от вас? И некому подтвердить, что человек действительно работал?»
Нет, отвернулись не все. Но те, кто говорит правду, действительно рискуют остаться без работы, а ее у нас найти очень трудно. И у следователя, который ведет дело, к ним тоже странное отношение: он верит тем, кто говорит, что Сергей Плющенко не работал, и называет ложью показания тех, кто пытается доказать обратное, пояснила она.
Я была уверена, что выяснить: работал на самом деле человек или нет, хотя бы по формальным признакам, не составит никакого труда. Если он работал, то должны же остаться следы его деятельности! Он же мог подписывать акты выполненных работ, финансовые отчеты. И я отправилась в район.
Генеральная репетиция
В общемто, история этой семьи, с поправкой на место и время, типичная для многих культработников. Специфика творческого труда такова, что культработник трудится, когда другие люди отдыхают. А еще трудится в обозначенное в расписании клуба или Дома культуры время. В общей сложности набегает часов 15 в период подготовки к мероприятиям, в том числе заняты практически все выходные и вечера, по такому расписанию идут репетиции художественной самодеятельности. О праздниках даже и говорить не приходится это самые горячие дни. Так что если жена культработник, то и муж должен быть рядом. Потому что далеко не каждый ее расписание примет и вряд ли с ним смирится. Вот и работают у нас во многих сельских клубах: муж директор, жена художественный руководитель. Или наоборот.
Семья Плющенко переехала в Константиновский район в начале девяностых из Грузии.
Там продали за 13 тысяч шикарную трехкомнатную квартиру, а здесь хлипкий домик стоил 70 тысяч. Так что пришлось начинать жить и работать не в городе даже, а в хуторе Камышном, где купили то, на что денег хватило, начала свой рассказ Инна Михайловна. У меня первое образование экономическое. Но экономисту в девяностые в небольшом хуторе работы не было. Сначала носила почту, потом предложили должность директора хуторского ДК. Начала работать и училась в Ростовском училище культуры.
У Сергея Плющенко профессия из разряда творческих, он художникальфрейщик, окончил художественное училище в Тбилиси, потом четыре года работал в кубанском театре кукол. В 2001 году супруги вместе пришли работать в районный Дом культуры. Сергей Станиславович был инженером, в 2001-2004 годах работал в агитбригаде, потом уходил в другую сферу.
Инна Михайловна начинала в районном ДК заведующей методкабинетом, вскоре ее назначили директором Дома культуры. А в конце 2006 года тогдашний глава района настоял, чтобы приняла отдел. Практически в последний рабочий день на должности директора ДК Инна Плющенко подписала приказ о приеме на работу Сергея Плющенко.
У него был опыт инженера именно «в культуре», два года занимался ремонтами, хозяйственными вопросами сельских клубов Константиновского района. Поэтому и был самой подходящей кандидатурой на должность заместителя. Директора я предложила из молодых кадров Ирину Губареву. Опыта работы у нее не было, но я ее кандидатуру отстояла: руководителями не родятся девушка талантливая, обучим. Сергея Станиславовича оставляла в качестве подмоги: он взял на себя хозяйственную часть, а новый директор творческую. Она проработала 8 месяцев, но изза того, что большой праздник в районе прошел не так, как планировали, глава принял решение поставить на эту должность другого человека.
Сергей Плющенко проработал на должности заместителя директора ДК всего год, потом все хуторские клубы передали в поселения, и необходимость в его работе отпала, он стал водителем, и осталась у него небольшая ставка руководителя агитбригады. В расписании: репетиции, подготовка сценариев два раза в неделю по три часа и все. А он занимался всеми проблемами с утра до вечера. Даже просто потому, что Инна Михайловна работала по такому же расписанию. И не предполагал, что любимая работа всего лишь генеральная репетиция перед «прогоном» в театре абсурда.
Зрители и участники
Вопреки ожиданиям люди, к которым мы обратились без всякого предупреждения и с четко поставленным вопросом, не побежали от журналиста в кусты, как это часто бывает в таких ситуациях. Всего лишь несколько человек, подтвердив, что Сергей Плющенко в 2007 году действительно работал в районном ДК, просили на них не ссылаться и фамилии не указывать. Как это ни прискорбно, но они реально боятся потерять работу. Большинство, после того как я предупредила, что готовлю материал для газеты, и мне необходимо в нем сослаться на вполне конкретных людей, а не на анонимов, заявили, что от своих слов не откажутся и повторят сказанное в любой ситуации.
Сергей Алексеевич Старцев, главный архитектор района:
Мы с Сергеем Плющенко работали, причем именно в 2007 году: он предоставлял информацию о СДК и СК по всему району технического характера. Например, по коммунальной составляющей, отчитывался по подготовке сельских клубов к зиме. Приходил он сюда лично. Наверняка вы сможете найти его подпись на документах.
Любовь Александровна Нечаева, директор Центральной библиотечной системы:
Я не понимаю этих обвинений. Мы Сергея Плющенко постоянно видели на работе, но он уходил с нее еще позже, чем мы. Я не в курсе, какую он должность занимал в 2007 году. Но я знаю, что у него было рабочее место, где он постоянно находился. Именно он гонял нас по пожарной безопасности, проверял сигнализацию, наши чердаки на обработку против возгорания, сам залазил туда. У нас в системе 21 библиотека, так он лично проверял их все, заставлял исправлять ошибки: где дымоход почистить, где еще что. Перед подготовкой к зиме собирал справки, проводил объезды. Он всегда был при деле, всегда занят. Очевидно, что человек работал. Перед выборами наши работницы репетировали вместе с агитбригадой, которой руководил именно Сергей Плющенко.
Марина Евгеньевна Солдатова, участник художественной самодеятельности, вокальная группа «Надежда»:
Наша группа как раз и существует с 2007 года, мыто в ДК постоянно бывали. И до создания коллектива часто бывали в Доме культуры, когда участвовали в конкурсах. Какую должность занимал Сергей Плющенко, я не знаю. Знаю, что он возил Инну Михайловну, был постоянно в ДК, присутствовал в зале на репетициях, прослушиваниях. В 2007 году я также постоянно видела его в Доме культуры, когда мы приходили на репетиции, после пяти вечера он всегда здесь был. И по воскресеньям. И не просто присутствовал, но и принимал активное участие в творческом процессе.
Александр Иванович Жиров, бывший аккомпаниатор народного казачьего хора и руководитель вокальной группы «Надежда» районного ДК:
(К сожалению, его уволили как раз накануне нашей встречи, мне очень жаль. Мне так нравились выступления его коллектива. Авт.)
Когда вызывали в прокуратуру, следователь меня не спрашивал, видел ли я Сергея Плющенко в ДК или нет. Он у меня спросил: знаете ли вы, что он работал режиссером агитбригады и замдиректора? А откуда я знаю, какая у него должность? Меня об этом никто в известность не ставил. Но каждый раз, когда я приходил в Дом культуры, я видел его здесь. То, что он работал, это несомненно. Могу подписаться под этими словами и где угодно их повторить.
Нина Евграфовна Антонова, в 2007 работала библиотекарем в хуторе Камышном:
Он однозначно работал в 2007 году, занимался хозяйственными делами. Пожарный щит нам привез, помогал его повесить, ведра, веники, краску привозил. С нами, кроме него, никто не контактировал по хозяйственным проблемам. Он всегда интересовался, не побиты ли стекла, как у нас дела. Мы ему жаловались на проблемы. Он собирал информацию перед капремонтом, который был запланирован на 2010 год.
Людмила Петровна Малашицкая, заведующая сельским ДК хутора Базки:
Я работаю здесь с 1994 года. Сергей Станиславович решал наши хозяйственные проблемы: списки всего, что нам необходимо от угля до ручки мы отдавали ему. Он за это отвечал. Всегда, когда мы приезжали в Константиновск по 23 раза в месяц, он находился на рабочем месте. Другого человека вместо него не было. Губарева приезжала с проверкой, когда готовились мероприятия, те же КВНы. Хозчастью она не занималась никогда, этим всегда занимался Сергей Плющенко.
Понятно, что люди родственников принимают на работу это же село! Тут работниковто мало. У меня тоже работают родственники: невестка художественный руководитель, сын истопник, вторая невестка техничка.
Эпизоды
Приходит на допрос Ольга Тиньгаева, аккомпаниатор. А следователь ей говорит: «Вы сначала поговорите с Глазкиным (фермер Глазкин известный в районе исполнитель бардовской песни, после прихода нового главы района в марте этого года был назначен вместо Инны Плющенко на должность заведующего отделом культуры. Авт.) Тиньгаева удивляется, мол, зачем это нужно? Следователь настаивает.
Ольга Викторовна следует его настойчивому совету.
Из жалобы О.В.Тиньгаевой прокурору Ростовской области С.В. Кузнецову: «До начала допроса следователь предложил мне выйти и поговорить с Глазкиным. В беседе со мной были сказаны такие слова: «Зачем тебе это нужно? Лучше подтверди, что Плющенко не работал».
Это кому «лучше»?!
Допрос ведущего специалиста отдела культуры Александра Михайловича Кошманова, с которым Плющенко работал в одном кабинете. (Кстати, бывшего специалиста, поскольку он уволился с уходом Инны Плющенко. Авт.):
А вы с Плющенко работали?
Конечно! Мы же в одном кабинете сидели, вместе писали сценарии. Обсуждали все вопросы.
Под занавес
Обратились в редакцию и хор ветеранов, и жители хутора Камышного, которые хорошо знают эту семью. Но их голосов никто не слышит. Представление в театре абсурда продолжается. Правда, в его программу никак не вписывается один документ, который у Сергея Плющенко сохранился совершенно случайно. Это подписанный им один из экземпляров акта выполненных работ во время текущего ремонта кровли районного Дома культуры города Константиновска. Если в официальных бумагах поискать, таких подтверждений того, что он действительно работал, наверняка, много найдется. Ведь он и в министерство культуры документы предоставлял! Во всей этой истории не хватает существенной детали: неизвестно имя режиссера спектакля. Вызвали бы его «на бис». Ведь авторство надо вознаграждать. И статья для этого соответствующая имеется.

