Куда нести негодный деликатес? На этот вопрос мы искали ответ с пенсионеркой Тамарой Михеевой.
Фото/Видео: Александра Спиглазова
Впервые мы увидели Тамару Григорьевну в коридоре редакции. Под дверью соседнего кабинета она стояла молча, как будто была готова простоять здесь сто лет. Мы спросили, кого она ждет. Тамара Григорьевна заплакала.
— Девочки! Что делать? Купила красной икры — а она оказалась белковой!
К приезду родственницы пенсионерка хотела купить немного деликатесов. Красную икру она привыкла брать в маленьких жестяных банках — проверенный вариант. Однако сегодня такого продукта не было. продавалась икра на развес. Продавщица взвесила 150 граммов, Тамара Григорьевна расплатилась, а дома, попробовав, убедилась, что купила
Может, икра и не была искусственной. Но ее качество явно «оставляло желать».
— Раскусываешь икринку, а на языке остается грубая оболочка. в нормальной икре часть икринок лопается, и образуется смазка. А эта икра сухая, крупная, жесткая…
Тамара Григорьевна оказалась мудрым потребителем — не забыла взять кассовый чек. До визита в редакцию пенсионерка успела сбегать в магазин, где в просьбе вернуть 331 рубль ей отказали. Продавец в подтверждение своей правоты принес сертификат, ветсвидетельство, удостоверение качества.
— В документах было написано: «икра лососевая; «икра форели». Какая из них моя? — задается вопросом покупательница. — Если форелевая — для этого она слишком крупная. «Лососевая» — общее определение для икры разных рыб…
Мы начали с претензии
—Претензию не примем! — заявили нам в магазине.
Тут я поняла, какая
Ликбез продолжился в диалоге:
— А кто будет делать экспертизу икры — вы сами или нам доверите?
— Не будем мы делать никакой экспертизы.
— В законе написано, что это — обязанность продавца!
— Тогда мы…
— Отдавая пищевой продукт на экспертизу, лучше оставить часть образца для себя, — наставлял нас в телефонном режиме юрист «Донского союза защиты прав потребителей» Евгений Миронов. — При этом составляется акт отбора пробы.
Мы попросили бумагу. Администратор надолго пропал. Вернулся без бумаги, но с решением: «Делать проверку не будем. Сами!».
И мы пошли искать по свету экспертизу продуктов питания.
Пищевые экспертизы не в моде
— Я для справедливости никаких денег не пожалею! — горячилась Тамара Григорьевна.
Найти в Ростове место, где можно сделать экспертизу бытовой техники, одежды или обуви, не представляет проблемы. Другое дело — еда. В практике союзов защиты прав потребителей совсем нет дел, связанных с пищей. В областной ветинспекции, которая вроде бы прямым образом связана с продуктами животного происхождения, как нам сказали, таких исследований не производят. Россельхознадзор не работает с физлицами. Частные же эксперты активно уговаривали не нести к ним икру. Прежде всего,
— Обратитесь в Роспотребнадзор, — услышав этот совет раз, наверное, в четвертый, я позвонила в указанную организацию.
Все пути — в Роспотребнадзор
— А мы не берем пробы у населения, — огорошила по телефону руководитель отдела по надзору за питанием населения Управления Роспотребнадзора по РО Ирина Торопова.
Специалист разъяснила: это запрещено законом. В случае, если путь продукта от магазина до кабинета инспектора пролегает через руки потребителя, доказать, что он испортился не в сумке, не в кармане, а в магазине, практически невозможно. Да и на еде не написано, с какого она прилавка. Может, это сама пенсионерка — фальшивоикорщица?
Логично. Только непонятно: как тогда человеку защитить свои права?
— Нужно написать заявление, мы его рассмотрим, — пояснила И. Торопова.
Результатом заявления может стать внеплановая проверка магазина. Но разрешение на ее проведение дается, как правило, в тех ситуациях, когда есть угроза здоровью. А это явно не случай Михеевой. Почему мы и искали частную экспертизу.
Правда, один из собеседников того дня научил меня хитрости:
— Пишите в заявлении: «попробовав продукт, я почувствовал легкое недомогание». Тогда проверка гарантирована.
Я позвонила Тамаре Григорьевне, чтобы проинструктировать ее. Но женщина опередила события.
— Я была в Роспотребнадзоре, — сказала она.
Сначала Михеевой объяснили, что надо обратиться по адресу: 18-я линия, 17. Но когда она пришла туда, ее отправили в другое место — на 18-ю линию, 7. Благо, это рядом.
— Ничего, прошлась. Приняли меня хорошо, — рассказывала женщина. — Во время моего рассказа из кабинета вышла строгая дама — видно, начальница. Я стала доставать из сумки икру, а она замахала руками. Но я все равно настояла на своем и попросила специалистов внимательно осмотреть наклейку. Заметят ли они то, что я обнаружила?
Оказывается, помимо всего прочего, на товаре не было ни срока годности, ни даты изготовления. А это уж явное нарушение. Обратили на него внимание и специалисты Роспотребнадзора. С их помощью Тамара Григорьевна написала заявление и пришла домой победительницей: первый раунд «один» — «ноль».
Однако через несколько дней она позвонила в тревоге:
— Мне позвонили и вызвали в Роспотребнадзор.
Я призвала собеседницу не предаваться болезненным фантазиям. Но и мне в голову пришли «наивные» вопросы. Правда, другие. А именно: что мешает магазину избавиться от подозрительного продукта до проверки, если с момента покупки прошла уже неделя, а пройдет и больше? Икру можно продать, отправить в другое подразделение, спрятать. И даже если проверка найдет в магазине нарушения санитарных правил, как это поможет пенсионерке вернуть ее триста с лишним рублей?
Пожилые люди готовы бороться за свои права даже более,
Но не такова Тамара Михеева. Редакция будет следить за дальнейшим развитием ее ситуации.