Как разоблачили мебельного афериста, что заставляет установщиков металлопластиковых окон торопиться, где узнать о своих правах и чем коварны химчистки — вот неполный перечень тем, которые обсуждались на «круглом столе» «Защита прав потребителей бытовых услуг» в рамках потребительского форума.
Речь на нем шла, по сути, о… пиратстве. Есть пиратство интеллектуальное — когда нематериальные ценности вроде кино, музыки и компьютерных программ нелегально тиражируют, «роняя» их качество и грабя авторов. А пиратством в сфере услуг можно назвать присутствие на рынке «людей с улицы» — поставщиков услуг, не обладающих никаким юридическим статусом. Это не предприниматель и не общество с ограниченной ответственностью — просто дядя Вася, которому вы доверили сделать снимки школьного вечера или собрать мебель. К кому потом идти жаловаться, если с фото на вас смотрит зеленая немочь, а уголок шкафа отбит и линолеум поцарапан?
«Пиратами» недовольны предприниматели — потому что те отбивают у них 80 процентов клиентуры. Недовольны защитники прав потребителей —
Кто из нас, нанимая домработницу, или делая прическу, или пользуясь такси, не получал визитку со словами: «Вот мой телефон, звоните напрямую»? Таким образом у нас появляется «свой» таксист, парикмахер или уборщица, а фирма лишается дохода. Борются с этим
— Когда мы пытаемся получить обратную связь, созвонившись с клиентом после ухода мастера, люди негативно реагируют на это, — делится директор фирмы Дмитрий Крылов. — Мол, зачем вы это выспрашиваете? Что за шпионаж? Это частная жизнь!
Крылов объясняет: это нужно для того, чтобы узнать, добросовестно ли делался ремонт, не злоупотребил ли мастер технической неграмотностью клиента и, кстати, не перебрал ли у него денег.
Однако вывеска фирмы и подписанные договоры еще не значат, что все будет на пять с плюсом.
— Люди ждали установки металлопластиковых окон месяцами, — рассказывает руководитель Волгодонской ассоциации защиты прав потребителей Татьяна Додонова. — Нюанс в том, что пеня за просрочку взимается со стоимости услуги. Но по договору люди платят только за окно, а установка окна производится бесплатно — «в подарок». Только очень уж долго этого подарка приходится ждать. Лишь после того, как прошли первые суды, и фирмы поняли, что пеня взимается со всей стоимости договора, положение начало меняться.
— Сдавая вещь в химчистку, всегда обращайте внимание на ее стоимость, которая проставлена в квитанции, — советует ведущий специалист отдела по развитию туризма и защите прав потребителей ростовской городской администрации Надежда Балакирева.
Специалист поясняет: при обработке одежду могут испортить. В этом случае фирма должна возместить потребителю ущерб. Но как быть, если вместо любимой дубленки у вас осталась бумажка с надписью «вещь б/у, ст. 2000 руб.»?
Первое же место по количеству жалоб устойчиво занимает мебель. В этой сфере нашелся даже свой Остап Бендер: предприниматель, который заключал договоры на изготовление кухонь и других модульных объектов, показывая клиентам неземной красоты слайды. Как выяснилось позже, они были позаимствованы у другой организации. Люди, сдавшие деньги еще в марте, до сих пор ждут выполнения заказа. Денег набралось в общей сложности на миллион. Фамилию авантюриста, хотя она прозвучала на форуме, попросили не называть — есть слабая надежда, что он
К сведению тех, кто еще не знает: в отделе защиты прав потребителей при Ростовской городской администрации рассматривают жалобы, дают бесплатные консультации, при выявлении нарушений обращаются в суды в пользу неопределенного круга лиц или информируют контролирующие органы. А для профилактики потребительских коллизий даже проводятся семинары. Записаться на них может любой по телефону