По идее в ближайшее время полисы обязательного медицинского страхования должны быть обменяны на новые. Но специалисты называют это масштабно-нервное мероприятие чистой формальностью и советуют пока от него воздержаться.

— Ведь полисы как старого, так и нового образца представляют собой бумажные бланки, которые будут действовать до одного срока — конца 2013 года, — говорит исполнительный директор областного РОФОМСа Александр Алексеевич Левченко. — Основное отличие: в новом полисе не будет указано место работы. Потому что отныне выбор страховой компании — за пациентом, а не за работодателем.

Другое дело — пластиковые полисы, которые придут на смену бумажным через пару лет и будут пожизненными. На их изготовление из госказны выделяются огромные деньги. Именно тогда будет иметь смысл поучаствовать в процедуре обмена.

Но уже сейчас новый Закон «Об обязательном медицинском страховании» разрешает получать помощь врача не только в любой поликлинике своего города, но и другого региона.

— Некоторые расценивают это как революционное новшество, но на самом деле норма по выбору лечебного учреждения независимо от места регистрации существовала и раньше, — сообщили в страховой компании «Айболит». — Другое дело, что сейчас она возведена в ранг закона. Хотя некоторые моменты реализации этой нормы в жизнь вызывают массу вопросов. Например, как участковому врачу выходить на дом к пациенту, который живет на другом конце города или вообще в соседнем районе?..

В регионы до сих пор не пришли документы, разъясняющие порядок прикрепления к другому лечебному учреждению. Поэтому «в тумане» и механизм управления потоком пациентов и денег, которые потекут за ними в рамках медстрахования.

Ведь одни поликлиники могут оказаться без работы и без финансов, другие — задохнуться от нагрузки.

— На сегодняшний день такая схема, — разъясняет заместитель исполнительного директора РОФОМСа кандидат медицинских наук Дмитрий Вениаминович Евдокимов. — Пациент пишет на имя главврача заявление с просьбой прикрепить его к данному лечебному учреждению. При этом возможен обоснованный отказ. Например, нагрузка на медперсонал превысила норму на 15% или нет возможности оказывать помощь на дому из-за дальности расстояния. Уже известны случаи, когда стороны находили компромисс именно за счет уточнения в заявлении: «Прошу прикрепить…без вызова врача на дом».

Многие придерживаются мнения, что при трехступенчатой системе нашей медицины свобода выбора пациента должна начинаться и заканчиваться на уровне поликлиники. Дальнейшие шаги по выбору узкого специалиста в лечебных учреждениях среднего и высшего звена разумнее было бы делать с помощью лечащего врача.

Не исключено, что вхождение медицины в новую систему не будет простым и потребует серьезного переосмысления методов борьбы за пациентов.

— Но мы надеемся, что это повысит здоровую конкуренцию между лечебными учреждениями, — говорит Александр Алексеевич. — Тем более что все задумано для того, чтобы не просто реализовать какую-то схему, а повысить уровень оказания медпомощи.

Помимо лечебного учреждения, теперь разрешено выбирать еще и страховую компанию. Раньше за пациентов это делали работодатели или органы местной власти. Но если с критериями отбора медучреждения более или менее ясно — отзывы знакомых, собственные впечатления, то со страховыми компаниями — сложнее. Ведь многие с ними ни разу не пересекаются весь период действия полиса.

— А зря, — считает Д.  Евдокимов. — Ведь именно в страховую компанию можно обращаться в случае оказания некачественной помощи, незаконного требования оплаты услуг, входящих в программу обязательного медстрахования…Надеемся, что наряду с другими важными разъяснительными документами мы в ближайшее время получим и конкретные критерии выбора страховщиков. Но уже сейчас можно посоветовать принимать во внимание число застрахованных, количество судебных дел, решенных в пользу пациентов, досудебную практику решения конфликтов.

На сегодняшний день в Ростовской области в системе обязательного медицинского страхования работает семь компаний.

С недавнего времени, с учетом выдвижения на первый план роли пациента, областной РОФОМС даже кардинально изменил приоритеты  составления своего сайта http://rostov-tfoms.ru.

Если раньше делалась ставка на информацию о страховых компаниях, то теперь — на разъяснение прав пациентов в рамках нового законодательства.