
По идее в ближайшее время полисы обязательного медицинского страхования должны быть обменяны на новые. Но специалисты называют это масштабно-нервное мероприятие чистой формальностью и советуют пока от него воздержаться.
Фото/Видео: Ольга Пройдакова
Ведь полисы как старого, так и нового образца представляют собой бумажные бланки, которые будут действовать до одного срока конца 2013 года, говорит исполнительный директор областного РОФОМСа Александр Алексеевич Левченко. Основное отличие: в новом полисе не будет указано место работы. Потому что отныне выбор страховой компании за пациентом, а не за работодателем.
Другое дело пластиковые полисы, которые придут на смену бумажным через пару лет и будут пожизненными. На их изготовление из госказны выделяются огромные деньги. Именно тогда будет иметь смысл поучаствовать в процедуре обмена.
Но уже сейчас новый Закон «Об обязательном медицинском страховании» разрешает получать помощь врача не только в любой поликлинике своего города, но и другого региона.
Некоторые расценивают это как революционное новшество, но на самом деле норма по выбору лечебного учреждения независимо от места регистрации существовала и раньше, сообщили в страховой компании «Айболит». Другое дело, что сейчас она возведена в ранг закона. Хотя некоторые моменты реализации этой нормы в жизнь вызывают массу вопросов. Например, как участковому врачу выходить на дом к пациенту, который живет на другом конце города или вообще в соседнем районе?..
В регионы до сих пор не пришли документы, разъясняющие порядок прикрепления к другому лечебному учреждению. Поэтому «в тумане» и механизм управления потоком пациентов и денег, которые потекут за ними в рамках медстрахования.
Ведь одни поликлиники могут оказаться без работы и без финансов, другие задохнуться от нагрузки.
На сегодняшний день такая схема, разъясняет заместитель исполнительного директора РОФОМСа кандидат медицинских наук Дмитрий Вениаминович Евдокимов. Пациент пишет на имя главврача заявление с просьбой прикрепить его к данному лечебному учреждению. При этом возможен обоснованный отказ. Например, нагрузка на медперсонал превысила норму на 15% или нет возможности оказывать помощь на дому
Многие придерживаются мнения, что при трехступенчатой системе нашей медицины свобода выбора пациента должна начинаться и заканчиваться на уровне поликлиники. Дальнейшие шаги по выбору узкого специалиста в лечебных учреждениях среднего и высшего звена разумнее было бы делать с помощью лечащего врача.
Не исключено, что вхождение медицины в новую систему не будет простым и потребует серьезного переосмысления методов борьбы за пациентов.
Но мы надеемся, что это повысит здоровую конкуренцию между лечебными учреждениями, говорит Александр Алексеевич. Тем более что все задумано для того, чтобы не просто реализовать
Помимо лечебного учреждения, теперь разрешено выбирать еще и страховую компанию. Раньше за пациентов это делали работодатели или органы местной власти. Но если с критериями отбора медучреждения более или менее ясно отзывы знакомых, собственные впечатления, то со страховыми компаниями сложнее. Ведь многие с ними ни разу не пересекаются весь период действия полиса.
А зря, считает Д. Евдокимов. Ведь именно в страховую компанию можно обращаться в случае оказания некачественной помощи, незаконного требования оплаты услуг, входящих в программу обязательного медстрахования Надеемся, что наряду с другими важными разъяснительными документами мы в ближайшее время получим и конкретные критерии выбора страховщиков. Но уже сейчас можно посоветовать принимать во внимание число застрахованных, количество судебных дел, решенных в пользу пациентов, досудебную практику решения конфликтов.
На сегодняшний день в Ростовской области в системе обязательного медицинского страхования работает семь компаний.
С недавнего времени, с учетом выдвижения на первый план роли пациента, областной РОФОМС даже кардинально изменил приоритеты составления своего сайта
Если раньше делалась ставка на информацию о страховых компаниях, то теперь на разъяснение прав пациентов в рамках нового законодательства.

