В своем недавнем телевыступлении губернатор Ростовской области Василий Голубев призывал жителей Дона к более активным действиям по защите своих жилищных прав: «Только контроль собственников над управляющими организациями может пресечь нарушения в сфере ЖКХ. Инициатива должна идти от жильцов, а чиновники обязаны создать для нее все условия».
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Никаких условий по защите своих прав на качественный ремонт и безопасность жилья инициативная группа дома по ул. Пушкинской, 197 в данный момент не видит.
Бесконечные списки
Еще в 1998 году специалисты
К 2008 году, когда жители дома заключали договора с управляющей компанией ООО ЖКХ «Кировский», вопрос с трещинами в стене был еще актуален. В 2009 году было объявлено капитальному ремонту быть!
На общем собрании, которое провели жители, под протокол выбрали список необходимых работ, в том числе укрепление многострадальной стены с обязательной гидроизоляцией, утеплением и облицовкой. Решение, как и полагается, отнесли в управляющую компанию.
В нашем доме полно пенсионеров, но большинство с высшим образованием, в законах разбираемся и свои права знаем, с гордостью говорят жильцы. На собрании по капремонту у нас была почти 100% явка! Каждый пункт обсудили, договорились о софинансировании
Через некоторое время у подъездов появилось объявление от управляющей компании о скором начале капитального ремонта. В перечне жители не обнаружили и половины составленного ими списка работ, в том числе и ремонта многострадальной стены. Это еще почему?
Стена-то одна, программ много
Директор УК заявил жителям прямо: денег на все не хватит, и он выбрал самые необходимые дому работы.
Жильцы пожаловались на такой произвол в районную администрацию, откуда пришло успокоительное и привычное: «Ваш дом включен в предварительный перечень многоквартирных домов Кировского района на проведение ремонта с целью предупреждения и устранения аварийных и чрезвычайных ситуаций на 2010 год».
И никто ни слова не сказал о прямом попрании наших прав, хотя мы даже в прокуратуру обращались! возмущаются члены инициативной группы. Общее собрание решает одно, а управляющий самостоятельно выбирает отдельные пункты и просто информирует жильцов об этом.
В беседе с корреспондентом «НВ» директор управляющей компании ООО ЖКХ «Кировский» Василий Дягтерев дал несколько иное пояснение своим действиям: стена и не могла ремонтироваться во время капремонта.
В списки таких работ включают ремонт коммунальных сетей и фасадов, но не укрепление деформированных стен.
«Вредность так и прет»
Так отзываются друг о друге жильцы и сотрудники управляющей компании. Так, по словам управленцев, дом начали обследовать для предстоящего ремонта еще в 2009 году, как только на лицевом счету дома появилась необходимая для этого сумма. Однако в растянувшейся еще на два года «ремонтной одиссее», по их мнению, виноваты сами жильцы.
К 2010 году все документы для включения дома в программу уже были на руках сейчас бы ремонт шел полным ходом, пояснила главный инженер УК Людмила Чубенко. Но инициативной группе жильцов не понравился сам принцип ремонтных работ, предложенных проектировщиками ООО «БТП», «слишком пыльный». И они потребовали составить новый проект ремонта стены. То есть наши усилия, в том числе и финансовые, оказались впустую!
А вот жильцы восьми квартир, через которые и идут трещины на стене, с такой формулировкой первого проекта категорически не согласны. Они после стольких лет ожидания восприняли предложение проектировщиков как издевательство.
Мало того, что они собирались всю стену изрешетить скобами, так еще и с внутренней стороны. Для этого нужно было полностью снять штукатурный слой до арматуры! возмущаются они. А стариков из квартир отселять или после косметический ремонт делать в квартирах и не подумали. Про утепление и гидроизоляцию стены вовсе забыли. Поэтому мы попросили найти новое техническое решение, которое бы не ущемляло интересы жильцов. Тем более нам они предоставили только заключение по результатам визуального обследования, о рабочем проекте или даже договоре
Инициативная группа взяла все в свои руки. Жители сами подобрали пять проектных организаций, которые могли бы сделать необходимое и по приемлемой цене, и отправили эти данные в ЖКХ «Кировский». Действительно, такой вариант вскоре нашелся: укрепить и утеплить стену действительно можно без особых неудобств для жителей. В конце 2010 года результаты полного обследования были уже на руках у жильцов и управляющей компанию. Но до настоящего времени рабочая документация на сам ремонт не заказана.
Вид стены изнутри и снаружи
Складывается ощущение, что жильцы дома и занятые в сфере ЖКХ организации и инстанции находятся в параллельных реальностях. Жильцы страдают, а со стороны их «противников» ситуация в пределах нормы. Так, по данным проверки дома инспектором Госжилинспекции по РО в декабре 2010 года, здание находится в удовлетворительном состоянии. Выданное в этом же месяце заключение специалистов ООО «Ростовский промстройНИИпроект» обрисовывает иную ситуацию: «стена получила целый ряд строительных дефектов и разрушений, возможно обрушение участка наружной стены». По их мнению, причина тому осадка грунтов
Трещины уже несколько лет не увеличиваются, подвалы дома в прекрасном состоянии: ни воды, ни тараканов.
Им, конечно, виднее. Однако автор этих строк, заглянув в один из таких подвалов, сначала дико испугалась огромных «канализационных» тараканов, поэтому и вляпалась в лужу на полу подвала под улыбки членов инициативной группы дома. Им не привыкать, в такие подвалы спускаются постоянно: проверяют очередные работы по ремонту труб.
Беда с ними. И так все стены рыхлые и мокрые, так рабочие то полиэтиленом прохудившуюся трубу заматывают, то «чопики» собираются ставить, рассказывают они «сводку с фронта». Угроза действует только одна: «акт приемки не подпишем, будете все переделывать за свой счет». Вот это работает. Иногда. А предписанную обследованием ревизию всех внутренних и наружных водонесущих коммуникаций с устранением утечек делать, по ходу, и не собираются.
УК как заложник жильцов
Все сроки подготовки документов в программу по аварийному ремонту на текущий год уже вышли.
Жители как заказчики хотят самостоятельно определять, что им нужно сделать: какие конкретно работы провести, какие материалы использовать, и требуют реализации этого у исполнителя жилищной услуги. Однако этот упорядоченный ЖК РФ вариант взаимодействия клиентов и управляющей организации в данной ситуации
Предлагаю им: уходите от меня, я вам все документы, все деньги с лицевого счета отдам, прямо говорит руководитель УК Василий Дягтерев. Сил моих больше нет! Мы считаемся достаточно успешной организацией, под нашим управлением более 60 домов, и таких «отношений» ни с кем нет.
Но в то время, когда жители других домов с многочисленными трудностями и десятками судебных решений вырываются
Мы не уйдем, пока не решим все свои проблемы, уверенно говорит член инициативной группы Галина Петровна Х. Кроме стены, у нас подвалы с коммуникациями внезапно оказались в частной собственности, полдвора захвачены гаражами. Хотят от нас избавиться пусть сначала выполнят свои обязательства перед нами.
По словам юристов, работающих в сфере ЖКХ, с такими проблемами чаще всего сталкиваются жители неорганизованные, не имеющие на руках правильно заключенных договоров с управляющими организациями или же не предпринимающие никаких действий, кроме как устных жалоб по телефону. В описанной ситуации они советуют только одно: идти в суд. Все варианты досудебного решения этой проблемы жители уже испробовали.
P.S. К сожалению, мнение районных чиновников по этому вопросу автор этих строк за две недели бесплодных попыток узнать так и не смогла. По словам жителей дома, это тоже привычная уже картина.