Более шестидесяти обращений во все инстанции, десятки следующих за ними внеплановых проверок, череда судебных исков и всеобщее раздражение от затянувшегося конфликта — результат «общения» профсоюзной ячейки и руководства одного из крупнейших гипермаркетов Ростовской области.

По третьему кругу

Первые жалобы в Государственную инспекцию труда в РО от сотрудников гипермаркета «Ашан­Орбитальный» начали приходить в 2009 году. Главными инициаторами обращений были всего несколько человек: писали как обычные работники складов и торговых залов, так и руководители отделов — члены только что созданной профсоюзной ячейки. Тогда, три года назад, значительная часть жалоб подтвердилась: проверки выявили почти три десятка нарушений прав сотрудников гипермаркета. К июню прошлого года, согласно акту проверки соблюдения трудового законодательства госинспекцией по труду РО, все выданные предписания руководством «Ашана­Орбитального» выполнены.

Но поток жалоб не иссяк и по сей день. Причем не только в трудовую инспекцию: все обращения дублируются в прокуратуру, администрации всех уровней, включая приемные премьер­министра и президента. 

— Все хорошие идеи можно довести до абсурда. Это — такой случай, — считает один из адресатов многолетней переписки, директор департамента потребительского рынка РО Андрей Иванов. — В Ростовской области торговая сфера — это 126 тысяч зарегистрированных ИП и предприятий, здесь задействована почти четверть трудоспособного населения области. Но по объему обращений складывается ощущение, что проблемы существуют исключительно в «Ашане». Весь 2010 год руководство «Ашана­Орбитального» проводило серьезную работу по устранению нарушений трудового законодательства. Специально по этому вопросу в область приезжали представители учредителя из Франции. Но с января этого года мы снова получаем те же жалобы — по второму и третьему кругу!

Слова Андрея Иванова подтверждает и руководитель Госинспекции труда Ростовской области — главный государственный инспектор труда  Виктор Пашков:

— За все время работы других гипермаркетов в Ростовской области к нам приходили единичные жалобы, которые быстро решались. На данный момент все такие обращения — исключительно из одного магазина «Ашана» и с подписями одних и тех же людей.

«Нарушения есть!»

В этом твердо уверены члены профсоюза «Ашана­Орбитального».

— Руководство гипермаркета штрафовали и в 2009­м, и осенью 2010 года. Но до сих пор ничего кардинально не изменилось, лишь усилился прессинг на членов профсоюза. За последние месяцы в Аксайском районном суде было вынесено несколько судебных решений по трудовым спорам в пользу бывших и нынешних работников, — уверяет председатель профсоюзной ячейки Александр Федотов. Он был уволен почти сразу же после ее создания, восстановился через суд и снова уволен. Но как безработный продолжает возглавлять профсоюз. — Реальные условия работы в гипермаркете противоречат Трудовому кодексу РФ. Мы сделаем все, чтобы сотрудники работали по закону.

Членов профсоюза — чуть больше десяти человек. А основная масса работников гипермаркета к такой борьбе за свои права относится, как минимум, прохладно. Некоторые и вовсе считают, что это только подрывает общий настрой в коллективе. «Как бы нам от них избавиться? — спрашивали некоторые работники этого магазина. — Заявляют, что защищают наши права, хотя мы и не просили. А на самом деле — решают свои личные проблемы под этой маркой». 

По словам заместителя председателя профкома (по совместительству — руководителя одного из секторов «Ашана­Орбитального») Дмитрия Дружинина, профсоюзная ячейка и была создана, в первую очередь, для защиты прав ее членов. Но за годы противостояния с руководством сделано было немало для всех сотрудников гипермаркета: добились соответствия законодательству графиков выдачи отпускных, увеличили количество ставок в некоторых отделах. Все обвинения в том, что гиперактивность профсоюзной ячейки направлена исключительно на решение собственных меркантильных вопросов, ее руководство отметает:

— Для своих нужд мы требуем только предоставить информационные стенды, где будем разъяснять сотрудникам их права (сейчас плакаты тут же срывают), а также место, где можно складировать документы. Это наше право, которое подтверждают решения районного и областного судов, вступившие в силу почти год назад, — поясняет Дмитрий. — Но диалога с дирекцией не получается, они отказываются признавать профсоюзную ячейку.

Ювелирная система

На данный момент главный камень преткновения профсоюза и дирекции «Ашана­Орбитального» — объем работы и нормы ежедневной выработки каждого работника. Профкомовцы требуют четко разграничить их и закрепить в локальном нормативном акте, чтобы каждый сотрудник знал, сколько он обязан сделать и за какое время. По их мнению, это позволило бы ликвидировать главный бич работников гипермаркета: «обязательные» переработки, иногда — неоплачиваемые.

Требование логичное, однако в данном случае практически невыполнимое.

— У сотрудника гипермаркета любого ранга не может быть жестко зафиксированного списка функций. Это противоречит основному принципу существования такой структуры: мобильности любого члена персонала, — пояснил один из лояльных гипермаркету менеджеров (разумеется, на условиях полной анонимности). — Руководители могут и на кассе постоять, если вдруг что случилось с кассиром. На разгрузку запоздалой фуры выходят все вне зависимости от ранга. Что мы будем делать, если Дружинин как глава отдела во время инвентаризации скажет: «Мой рабочий день окончился, я — домой»?! Это сорвет на несколько часов работу всего магазина, и допустить такое мы не можем себе позволить: любой «разболтанный» участок ставит под угрозу работу всего механизма. Ювелирный менеджмент и лояльность всех сотрудников интересам организации — главный закон работы гипермаркетов во всем мире. Неспособные работать в такой системе люди, тем более угрожающие самой системе, — отсеиваются.

Лояльность = добрая воля

Такая «ювелирная настройка» зависит от доброй воли всех без исключения участников менеджмента, которой в данный момент нет ни у одной из сторон.

— Конфликт профсоюзных объединений и руководства крупных торговых сетей — проблема не только отдельно взятого «Ашана» или конкретно Ростовской области. Это — общероссийское явление, — комментирует возникшую ситуацию Светлана Самохлебова, председатель областного профсоюза работников торговли. — В аналогичные ситуации попадают профсоюзы гипермаркетов практически во всех областях России. Руководство крупных торговых сетей воспринимает их создание как бунт и проявление нелояльности к интересам фирмы. Поэтому как только возникает профсоюзная ячейка, ее члены получают серьезный отпор: их не признают, с ними не общаются и всеми силами вытесняют из трудового коллектива.

Знакомая картина: с одной стороны — выговоры и увольнения, с другой — жалобы и судебные тяжбы. Только в этом году с сотрудников «Ашана» судебными решениями были сняты три выговора. То, что новые последуют в ближайшее время, профсоюзовцы не сомневаются. И — продолжают  писать обращения во все доступные инстанции.

Должен же быть выход из этой порядком уже поднадоевшей всем участникам конфликта ситуации! Руководитель государственной инспекции труда в Ростовской области Виктор Пашков предложил вариант: создать проф­союзную организацию  или другой орган, представляющий интересы всего трудового коллектива, а не пары десятков человек. Такой профсоюз послужил бы полновесным посредником между руководством и сотрудниками гипермаркета и, возможно, добился бы для дирекции гипермаркета куда большей лояльности персонала, чем десятки «тим­билдинговых» тренингов. Для этого нужно собрать, как минимум, половину всех работников, тайно проголосовать и оформить протоколы.

Но без помощи руководства такое голосование не провести: график работы гипермаркета таков, что постоянно заняты 2/3 коллектива (возможность заочного голосования в ТК РФ не предусмотрена и, значит, может быть оспорена в суде). Вот только дирекция гипермаркета, как было видно на встрече представителей коллектива, Госинспекции труда в РО, Департамента торговли АРО и областного комитета прфосоюзов работников торговли, в создании такого представительского органа не заинтересована. По инициативе руководства  в «Ашане­Орбительном» был создан альтернативный «профсоюз» — Комитет жизни магазина. Правда, в комитете в основном решаются вопросы социальной сферы, аккуратно обходя сам принцип «наладки» трудового коллектива. Поэтому «оппозиционную» профсоюзную ячейку гипермаркета такой вариант также не устраивает. При учете, что обе стороны занимают принципиальную позицию, до окончания данного трудового спора  еще далеко.

Для операторов беспрерывной системы огромного товарооборота незаменимых «винтиков» нет. «Мы предлагаем солидную зарплату и полновесный социальный пакет, — отвечают они на все претензии. — И имеем право требовать максимальной эффективности от каждого сотрудника».