• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
6 июл 2025 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
  • Спасти газету
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Общество
  • Прав был Киплинг?

Прав был Киплинг?

Дата публикации: 25 мая 2011 г.

«Аромат» жасминовых революций на севере Африки взбудоражил Европу, обеспокоил Россию, встревожил США. Всех — по разным причинам —  волнует главное: совместимы ли демократия и ислам?

Елена Слепцова
Елена Слепцова
1517

Фото/Видео: Елена Слепцова

Прав был Киплинг?

Этой проблеме и был посвящен «круглый стол», за которым встретились ведущие эксперты юга России и представители Евросоюза в РФ. Мероприятие прошло в рамках Дней Европы, которые традиционно проводятся в Ростове в конце мая.

Интерес европейцев  к событиям в Египте, Тунисе, Марокко, Бахрейне, Сирии и Ливии вполне объясним — это близкие соседи, которым  Европа помогала десятилетиями, закрывая глаза на авторитарные, несовместимы с демократией, режимы — лишь бы сохранить политическую стабильность в регионе. Границы толерантной Европы были достаточно условны для  мусульман, которые давно и прочно обосновались во Франции, Нидерландах, Германии, Швеции. В результате сегодня 10% населения Европы исповедует ислам. При нынешних темпах рождаемости у мусульманской части населения уже через несколько лет европейцы могут остаться в меньшинстве в собственных странах. Голландский Роттердам — наглядный пример тому: 60% горожан — это уроженцы Суринама, Марокко, Турции. Сегодня после жасминовых революций новый мощный поток мигрантов­-беженцев, хлынувший с севера Африки через Италию во Францию, грозит отменой Шенгенской зоны, которая является одним из завоеваний Евросоюза, обеспечивающего свободу передвижения для ее жителей.

Европейцы достаточно долго питали иллюзии, что модернизация и интеграция сгладят острые углы проблемы, признался Дэнис Даниилидис, глава департамента прессы и информации Представительства ЕС в России. Однако, как показала практика, если первые поколения гастарбайтеров были счастливы получить в Европе работу и социальные гарантии, то их внуки зачастую испытывают откровенную ненависть к принимающей стороне — вопреки логике и здравому смыслу, поскольку сами являются гражданами европейских стран. Примерно 1% из них — это приверженцы фундаментализма, откуда до радикализма, несовместимого с ценностями Запада, — один шаг. Это порождает у европейцев страхи и тормозит вступление Турции в члены ЕС, на которое так надеется мусульманский мир.

И насколько в такой ситуации реален диалог между цивилизациями, задаются вопросом эксперты. Часть из них полагает, что до сих пор недооценено новое поколение мусульман­интеллектуалов, которые с одной стороны отстаивают исламские ценности, с другой — не противятся модернизации. Эта модель, кстати, подходит и для наших республик Северного Кавказа, считает Игорь Добаев, заместитель директора Центра системных региональных исследований ИППКЮФУ и ИСПИ РАН. С 2007 года там работает исламский центр с интересными программами, поддерживаемый государством. А то, что государство обязано озаботится  этим процессом, ученый не сомневается, поскольку, по его мнению, сам ислам модернизироваться не может, что доказано и теоретически, и на практике, зато может деградировать.

Есть еще одна позиция, которой придерживается Виктор Черноус, директор центра системных региональных исследований ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Согласно ей мусульманский мир, сложный и противоречивый, надо любить и понимать, но не пытаться навязывать ему свои ценности, поскольку западные рецепты не помогают там, где исповедуют ислам. И как быть в таком случае европейцам, если мусульмане не принимают предложенные им правила игры? Уступить им дорогу и в итоге остаться в меньшинстве и раствориться в их массе или все­таки плотно закрыть для них двери в Европу? И не поздновато ли задаваться подобными вопросами?

А вот Ренат Патеев, ведущий эксперт аналитического центра «Лектор­Юг» (ЮФУ), вообще удивляется, на какую интеграцию и модернизацию ислама может рассчитывать Европа с ее девальвированными ценностями — легализацией наркотиков и гомосексуализма? И как собираются европейцы сотрудничать с «Братьями­-мусульманами», если те опираются на догмат веры и противопоставляют исламскому миру мир неверных? По его мнению, противостоящий глобализации фундаментализм — в отличие от инертного традиционного ислама — распространяется быстро и с легкостью находит деньги под свои идеи. И брать в учителя запад не собирается…

Правда, весьма спорно утверждение, считают эксперты, что в истории ислама неизвестно мужеложство, как и курение гашиша, например. Поэтому наивно противоставлять праведный исламский мир растленному западному — это все равно, что, рисуя мир, использовать только две краски —  белую и черную…

А потому многие вопросы, прозвучавшие на «круглом столе», остались без ответа. Ясно лишь одно: жасминовые революции открыли новую страницу взаимоотношений  ислама с западом. И так ли уж не прав был Киплинг, с печалью констатировавший: «Восток есть восток, запад — есть Запад. И не сойтись им никогда»?

Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Где будет город-сад?
Где будет город-сад?

Первое заседание градостроительного совета области было посвящено проблемам озеленения.

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы
  • Политика конфиденциальности персональных данных

Разработка сайта: INTEGRANTA