
Кризис миновал, и областной банк вакансий вновь наполнен до прежнего уровня — 40 тысяч предложений работодателей. Но и тогда, и сейчас проблема одна — несоответствие потребностей рынка труда запросам и возможностям безработных.
Учиться, учиться и еще раз учиться!
Промышленность ищет рабочих, транспорт водителей, торговля продавцов, а многие безработные совсем из других сфер деятельности либо не обладают необходимой квалификацией.
Именно поэтому на первый план все больше выходит переобучение востребованным специальностям и повышение профессионального уровня.
Недавно в области стартовала программа, позволяющая получить новую специальность или усовершенствовать уже имеющиеся профзнания даже женщинам, находящимся в декретном отпуске. Основное условие быть на этот момент в трудовых отношениях с какой-либо организацией. После курсов две дороги: на прежнее место работы или поиск нового.
Чтобы сгладить другой дисбаланс, между требованиями современных производств и навыками выпускников учебных заведений, более трехсот молодых людей были включены в стажировочный процесс, который длится от трех до шести месяцев. Бюджет готов поддерживать данное новшество материально компенсировать стажёрам «минималку», а также материально поощрять наставников.
Когда еще только шло строительство Новошахтинского нефтеперерабатывающего завода, мы начали обучать для него работников, говорит заместитель начальника государственной службы занятости населения Ростовской области Елена Кожухова. Подготовили 153 человека, большинство из которых закрепилось на предприятии
Но многочисленные безработные новошахтинцы так и не смогли полностью удовлетворить потребности современного предприятия в грамотных и ответственных кадрах. Вакансии пришлось дозаполнять за счет жителей соседних территорий.
На подходе крупные инвестиционные проекты в моногороде Гуково. Под них тоже будут обучать кадры. Но новошахтинский сценарий с подвозом работников извне скорей всего тоже повторится.
Работа позвала в дорогу
Государство намерено возродить похороненную более пяти лет назад программу переселения семей. Потому что это шанс хоть как-то сгладить еще одну беду: территориальные крены российской занятости.
Например, в Ростовской области большое количество безработных (41%) живет в сельских территориях, а основные вакансии сосредоточены в Ростове и других крупных городах, поясняет Елена Николаевна.
Примерно через месяц станут более или менее ясны очертания новой федеральной программы. Должен уточниться размер компенсации за провоз багажа и «подъемных» на каждого члена семьи. Но уже сейчас более 147 жителей Дона трудоустроены на предприятиях Ростова, в Волгоградской области, Краснодарском крае.
Во всех территориальных службах занятости можно бесплатно заглянуть на портал «Работа России» и выяснить кто, где и на каких условиях требуется.
Этой услугой имеют право воспользоваться не только состоящие на учете в службе занятости, но и те, кто только подумывает о смене работы или возобновлении трудовой деятельности, оставленной когда-то при определенных обстоятельствах.
А я такая, блин, такая!
Некоторые безработные имеют весьма завышенные представления о своей профпригодности. Особенно сложно бывает вразумить тех, кто занимал высокие должности несколько лет назад, а теперь решил вернуться не просто в профессию, а занять вакансию такого же уровня.
Одна женщина, в прошлом главбух, никак не могла понять, почему работодатели предлагают ей должность просто бухгалтера, рассказывает Елена Николаевна. Искала виновных, хотя все объяснимо: за те годы, что она не работала, изменились требования к уровню знаний главбухов, налоговое законодательство и многое другое.
Знакомый ростовский предприниматель решил найти продавца детских товаров через службу занятости. Сначала обрадовался кандидатки стали названивать одна за другой. Но каково же было его разочарование, когда при встрече лишь две из двадцати с лишним женщин поинтересовались зарплатой, графиком и условиями труда. Остальные автоматически протягивали ему направление из службы занятости и просили написать внизу фразу типа «кандидат не подошел на должность по возрасту, отсутствию опыта» или любой другой причине.
Ты не представляешь, как они возмущались, когда я отказывался идти на поводу и писал «кандидат от вакансии отказался», предприниматель заметно нервничает, вспоминая эту эпопею. Мне просто обидно и противно, что я предлагаю возможность заработать не меньше 15 тысяч рублей, удобный график, не ставлю ограничений по возрасту, приветствую наличие детей, а они просто не хотят работать и предпочитают сидеть на шее у государства и получать пособие за счет моих же налогов!..
Система действительно не совершенна и позволяет самым ловким держаться в статусе безработного довольно долго. Здесь главное не получить на направлениях на работу две записи подряд о том, что «кандидат сам отказался от вакансии». В этом случае выплату пособия могут приостановить. Его размер для тех, кто до увольнения имел большой непрерывный стаж и зарплату порядка десяти тысяч, 4900 рублей в месяц.
Здравствуй, работа! работа, прощай!
Пенсионер Василий Александрович жалуется: «Я занят на двух работах сторожу небольшой магазинчик и убираю мусор на пляже. В общем выходит тысяч пятнадцать. Руководство говорит: «На вас, пенсионеров, только и надежда! Молодежь на такую работу не идет!» Вчера на пляже собрал пять мешков мусора, а два здоровенных лба подошли, вытряхнули все это обратно на землю и начали искать металлические банки из-под напитков, чтобы сдать в пункт приема Чуть не подрался с ними».
Хозяин склада в районе рынка тоже весь на нервах. «Ты представь, не могу найти работника за двадцать тысяч зарплаты. Вчера пришел один тип бомжеватого вида, осмотрелся, послушал про требования: вовремя на работу приходить, не пить, отпускать товар потом вышел за дверь, слышу, кому-то звонит:»Ты куда меня прислал! Здесь же работать нужно! К полвосьмого утра приходить, в шесть вечера уходить! Зачем мне это нужно?»
Впрочем, о столь деликатной теме потере у части населения навыков и потребности трудиться пока говорят мало и неохотно. Но она все равно всплывет. Потому что демографическая ситуация с трудом позволяет работающему населению содержать тех, кто уже не может трудиться стариков и инвалидов. Те, кто хочет быть только офисным служащим или вовсе не работать вообще становятся непосильной ношей для общества и тормозом его развития.

