
Сравнительно недавно мам с колясками не пускали в торговые залы магазинов, а об обустройстве пандусов инвалиды даже не мечтали. Сегодня ситуация изменилась, но говорить о том, что все маломобильные группы граждан находятся в комфортных условиях, пока не приходится.
Что же делается в Ростове для того, чтобы эти люди могли жить, имея те же возможности, что и прочие граждане?
Этот вопрос обсудили депутаты городской думы на очередном заседании постоянной комиссии по здравоохранению и вопросам социальной защиты населения.
Маломобильная группа граждан это не только те, кто с трудом передвигается, имея заболевания опорно-двигательного аппарата. Это и инвалиды, у которых проблемы со зрением или слухом, лица пожилого возраста от 60 лет и старше, временно нетрудоспособные, беременные женщины, люди с детскими колясками, дошкольники Все они нуждаются в организации такой городской среды, которая и безопасна, и удобна для них, тем более что только одних инвалидов в Ростове проживают более 79 тысяч человек.
Особенно актуальна для маломобильных людей возможность легко попасть в здание, будь то жилой дом или учреждение, рассказала на заседании постоянной комиссии городской думы по здравоохранению и вопросам социальной защиты Елена Батурина, директор департамента соцзащиты Ростова. Если в старом фонде трудно представить наличие того же пандуса для инвалидов, то при согласовании проектов на строительство и реконструкцию жилья, общественных и промышленных зданий сегодня обязательным является обеспечение целого ряда необходимых для инвалидов условий свободного доступа в здание, приспособленного под нужды этой категории граждан, и доступность для них всех этажей здания, что обеспечивается с помощью специального обустройства лестниц и лифтов. Если это не предусмотрено в проекте строительства или реконструции, он не проходит согласование и отправляется на доработку. Ежегодно департамент рассматривает свыше 150 заданий на проектирование, и до 15% из них проектировщикам приходится дорабатывать.
Сложнее, если здание находится в старом фонде, где отсутствуют подобные приспособления. Такие строения обследуются и обустраиваются пандусами, дополнительными поручнями, там расширяются дверные проемы. Эти работы затронут, в том числе, и 6 зданиий учреждений соцзащиты, на обустройство только пандусов выделено более миллиона рублей.
Депутаты отметили, что, к сожалению, не все общеобразовательные школы до сих пор имеют приспособления для свободного доступа и передвижения в них детей-инвалидов и колясочников. Из-за этого многие из них вынуждены переходить на домашнее обучение в отрыве от сверстников. Чтобы выявить все объекты, подлежащие модернизации под нужды маломобильных групп, на портале минтруда и соцразвития РО размещена интерактивная карта доступности объектов Ростова. К ее заполнению подключены общественные организации, объединяющие инвалидов, которые могут подсказать адреса «белых пятен».
Для слабовидящих ростовчан в светофоры на переходах вмонтированы специальные звуковые устройства, издающие триоли, ориентируясь на которые инвалид по зрению может перейти дорогу самостоятельно.
Еще одно новшество, внедренное для удобства маломобильных групп, «социальное» такси. В Ростове уже насчитывается почти 40 машин, оборудованных специальными средствами, позволяющими перевозить колясочников и инвалидов по требуемому адресу. Эти такси предназначены исключительно для транспортировки этих групп граждан, приезжают по первому требованию, доступны по тарифам. Такие такси вызываются в Ростове по телефону 227-78-14.
Но все-таки большая часть граждан из маломобильных групп передвигается на городском транспорте. И часто бывает так, что водители низкопольных автобусов забывают опускать ступеньку для удобства таких людей. «Человеческий фактор» иногда побороть тяжелее, чем построить пандус, увы
Елена ВОРОНЦОВА

