Накануне Дня народного единства социологи, проведя очередное исследование, заявили, что половина россиян не знает историю этого праздника и не понимает его значение… Праздник прошел, и стало еще очевиднее, какой глубокий смысл в нем заложен. Нам очень нужно сегодня единение народа.

Ну прямо как в кино!

Не показное, в речах с высоких трибун, а настоящее, идущее из глубины души каждого человека чувство, что ты малая частица огромного и великого целого — России.

Увы, двадцатилетними парнями, которые прошли 4 ноября «Русским маршем» по Москве, Краснодару, Ставрополю, Пятигорску, руководили совсем другие чувства: не любовь, а ненависть. В черных рубашках и куртках, в масках с прорезями для глаз они были больше похожи на массовку исторического фильма о Втором Рейхе, чем на наших русских ребят. Но это был не «Мосфильм», а столичный район Люблино. Толпа подростков вытягивала руки в нацистском приветствии и кричала: «Русские вперед! Россия для русских! Москва для москвичей!» К счастью, их, чернорубашечников, оказалась по большому счету горстка: в одиннадцатимиллионной Москве на митинг пришли около 7 тысяч человек, в Ставрополе и Пятигорске — по несколько сотен, в Краснодаре — 500 человек. В Майкопе «Союз славян Адыгеи», который в прошлые годы организовывал «Русский марш», на этот раз решил его не проводить, сославшись на неэффективность мероприятия.

Кстати, митинг националистов был разрешен в Краснодаре впервые. Ростовская мэрия дважды отклоняла заявку организаторов на проведение «Русского марша», поэтому они решили отметить День народного единства на Украине. Марш в Донецке был заявлен украинским властям как «Крестный ход с иконой Казанской Божией Матери». Группа примерно из пятидесяти человек благопристойно прошествовала по центральной улице от здания Донецкого горсовета к памятнику Александру Пушкину.

70 молодых людей, которые все же решили провести в Ростове свой, неразрешенный «Русский марш», были задержаны и доставлены в Ленинское РОВД. В тот же день их отпустили по домам — праздновать День народного единства и большой православный праздник Казанской Божией Матери.

Правильно ли поступили руководители города, что не разрешили митинг и шествие националистов? Не обвинят ли их поборники демократии в «ущемлении прав и свобод»? Может, кто-то со мной и не согласится, но я убеждена, что двух мнений тут быть не может: в нашем доме коричневой заразе места нет! Не хватало еще, чтобы по Большой Садовой, да еще в День народного единства, маршировала безусая пацанва в черных масках и выкрикивала националистические лозунги. Если это и есть демократия, то ее нам не надо!

Приезжавшие недавно в Ростов сотрудницы Отдела по вопросам демократии и прав человека Госдепартамента США, встречаясь и с представителями органов власти, и с правозащитниками, активистами партий и общественных организаций, обязательно спрашивали: «А как у вас в Ростовской области с национальным вопросом»? И даже самые рьяные оппозиционеры не могли ответить, что, дескать, «неважно у нас с этим вопросом». Это было бы неправдой. На Дону большие и малые национальные группы — русские, украинцы, армяне, татары, евреи столетиями жили не просто рядом — вместе, как добрые соседи и друзья. Это не значит, что нет среди нас людей, страдающих национальными предрассудками. Но в обществе в целом нет таких настроений, модное нынче слово толерантность — терпимость и уважение друг к другу — давно стало у нас нормой жизни.

Что нам делить, славяне?

Желающие «раскачать лодку» были во все времена, а уж в сложные, кризисные, переломные для общества — тем более. Социологи с политологами в своих комментариях уже «поставили диагноз» прошедшим 4 ноября «русским маршам». По их мнению, это очень опасно, когда существующие в любом обществе социальные проблемы переводятся в плоскость этнических проблем. Всегда проще найти врага в «ином», «чужом». Поиск простых решений, к сожалению, характерен больше всего для молодых людей, не имеющих еще жизненного опыта и мудрости старшего поколения.

80% населения России, четверо из пяти — русские, но у националистов во всех бедах виноват, конечно же, пятый. Особенно если он не славянин, украинец или белорус, а кавказец — неважно, с Северного ли Кавказа, неотъемлемой части Российской Федерации, он сам или его предки, или с Южного, отделившегося от России двадцать лет назад.

Хотя и славянам тоже иногда достается от «русских патриотов». В этом году прокуратуре Ростовской области, организации весьма занятой очень важными делами, пришлось глубоко изучать деятельность Ростовской украинской национально-культурной автономии. В прокуратуру поступило заявление атамана казачьего общества «Ростовская станица» Фаустова и еще семи казаков с просьбой «дать правовую оценку провокационной активности» руководителя украинской национально-культурной автономии Владимира Макарчука и «при наличии состава преступления привлечь к установленной Законом ответственности».

«Убежден, что от провозглашения «национально-культурной автономии» до создания экстремистских, националистических организаций и, как следствие, дестабилизации общественно-политической обстановки на Дону — один шаг», — написал атаман «Ростовской станицы» в своем заявлении в прокуратуру. Заключалась эта «провокационная активность», по мнению авторов письма, в том, что Макарчук якобы «создает в школах классы украинского языка, заво-зит учебную литературу, напечатанную на Украине» и вообще ведет скрытую «украинизацию» Ростовской области. Тут же появились обличительные статьи на интернет-сайтах.

Один автор заканчивает свой опус такими словами: «Мы просто имеем дело с попыткой отторжения от России приграничных территорий». Ни больше и ни меньше! Заодно досталось и руководству областного краеведческого музея за то, что они провели «круглый стол» под названием «Общеславянские традиции на Дону: от сохранения к развитию» вместо того, чтобы написать в заглавии мероприятия не общеславянские, а «русские традиции».

Это было бы смешно, если б не было так грустно. К слову сказать, даже владельцы московских квартир (видимо, все сплошь шовинисты), и те пишут в своих объявлениях «Сдаю жилье славянам», не разделяя «хохлов» и «кацапов». А уж у нас на Дону разобрать, кто «чистый русский», а кто «с примесью» украинской крови, и вовсе бывает непросто: перемешались наши народы и породнились, не говоря уже о том, что из одного корня выросли, из Киевской Руси. И, в общем-то, с исторической точки зрения, не так и давно это было…

Что такое «автономия»?

Впрочем, прокуратура, как организация, далекая от всяких сантиментов, установила доподлинно, что на самом деле ни в одном учебном заведении Ростовской области нет в учебной программе украинского языка. Весь сыр-бор разгорелся после того, как в ростовскую школу №7 на День города Ростова-на-Дону приехала делегация украинского города Донецка и привезла в подарок буквари, которые хранятся сейчас в школьном музее. А еще в школе былтеатральный кружок, который выучил специально к приезду гостей песню«Маленькаястрана» на украинском языке.

Ксожалению, театральный кружок в школе № 7 в новом учебном году, как написано в ответе прокуратуры, уже «не функционирует в связи с отсутствием желающих его посещать». И это, согласитесь, по-настоящему грустно, лучше бы кружок был и дети пели в нем песни на всех языках народов мира…

В общем, прокуратура не нашла никаких оснований «для принятия мер прокурорского реагирования». И не могла найти. Национальных обществ в Ростовской области несколько десятков, многие из них называются «национально-культурными автономиями», это всего лишь юридическая форма существования общественной организации. Возможно, само слово «автономия» использовано законодателями не слишком удачно: оно вызывает ассоциации с автономными республиками и областями, национально-территориальными единицами, существующими, кстати, в разных странах мира. Культурные автономии — это совсем другое. Это объединения людей, которые не только поют свои народные песни, танцуют народные танцы и хотят сохранить свой язык и культуру, но знакомят с ней другие народы на фестивалях, праздниках, на формальных и неформальных встречах.

Это важная часть народной дипломатии, которая служит установлению межнационального и даже межгосударственного мира. В праздничные дни в Ростове прошла встреча участниц Российско-Грузинского Диалога, направленного на возвращение взаимопонимания между представителями российского и грузинского обществ. В ней приняли участие 40 женщин — лидеров общественных организаций и учителей русского языка из России и Грузии. Это мероприятие проводилось в рамках проекта «В мире жить — с миром жить», в котором участвует Союз «Женщины Дона».

В день открытия конференции у гостиницы «Амакс», где проходило миротворческое мероприятие, участников встречи ждали пикетчики с антигрузинскими лозунгами на транспарантах.

…Если бы войны не заканчивались миром, давно бы не было самого мира — планеты Земля, населенной разумными существами. И с Грузией нужно мириться, пусть сначала на уровне общественных организаций, а потом уже и на межгосударственном.

Такие вот мысли навеяли мне события, происходившие, когда страна отмечала День народного единства. Если честно, я все-таки не верю социологам, утверждающим, что половина россиян не понимает смысл и значение этого праздника…