«Часто захожу в магазин после работы. С собой всегда — рюкзак, в нем ноутбук, фотоаппарат, документы… И охранник постоянно пытается заставить меня оставить рюкзак в камере хранения. Мало того, что тот в узкую ячейку с трудом помещается — постоянно документы мнутся. Так я еще и переживаю: вдруг украдут?
Фото/Видео: Андрей Краснокутский
Ячейку можно хоть шпилькой вскрыть, а магазин ответственность за хранение не несет. А когда
При таком «букете» я бы вовсе предложил вашему читателю засудить администрацию магазина! возмутился юрист по защите прав потребителей Станислав Андреев. И потребовать серьезную компенсацию за нарушения своих прав и причиненный моральный ущерб.
Разберем ситуацию по порядку.
1. Заставлять покупателя оставлять личные вещи в камере хранения сотрудники магазина не имеют права.
Дело даже не в том, что данным требованием нарушается ваше право о свободе заключения договоров (принуждение к договору на хранение) и публичности договора (препятствие входу в магазин) это ст. 421 и ст. 426 Гражданского кодекса РФ. На всей территории России действует постановление комитета по торговле РФ «Об организации розничной торговли» от 17 марта 1994 г., в котором прямо запрещено это требовать!
Обычно пыл охранника остужает фраза «Не оставлю, у меня в сумке ценные вещи. Я имею на это право», советует юрист. Охранники прекрасно знают, что могут лишь попросить вас, но не заставить.
Если же вам попался двоечник, прогуливающий занятия на курсах охранников, то вызывайте администратора зала с жалобной книгой. Опишите ситуацию, укажите фамилии обидчиков и потребуйте связаться с вами для ответа на жалобу. Чаще всего на этом попытки принуждения воспользоваться магазинной камерой хранения прекращаются.
2. Предлагая вариант хранения личных вещей, администрация обязана создать для этого все условия.
Предложить вам оставить сумку или рюкзак в магазине, конечно, могут, уточняет Станислав Андреев. Но требовать «затрамбовывать» в узкие ячейки это уже отягчающее обстоятельство. Мало того, вы взамен можете потребовать предоставить вам место для хранения, хотя бы за прилавком продавца вдруг вам и самим неудобно ходить по залу с сумкой.
Найти подходящее место для габаритной сумки забота сотрудников магазина. В крупных супермаркетах вопрос решается просто: ваши вещи просто запечатывают в пластиковый мешок или продевают между ручками сумки бирку.
3. Если вы оставили вещи на хранение и получили ключ, номерок, жетон или любой другой знак «аренды» ячейки, то магазин отвечает за сохранность вашего имущества.
Это требование ст. 887 ГК РФ, что бы ни писала или ни заявляла администрация магазина. Если вы воспользовались услугами хранения в магазине, то автоматически заключили с ним договор о хранении: бирка или ключи тому доказательство.
В случае пропажи вещей из вашей ячейки можете сразу обращаться в суд с требованием о компенсации, советует юрист. На судебном заседании вашей задачей будет лишь доказать, насколько ценные вещи у вас пропали: вопрос
4. Обыскивать вещи гражданина имеет право только представитель правоохранительных органов (причем вашего пола), по веским доказательствам и в присутствии двух посторонних свидетелей.
А вот этот момент особенно возмутил юриста: обыск покупателя охранником «на всякий случай» может вообще вылиться в уголовное дело. Против охранника, разумеется.
Если просят открыть сумку предлагайте им вызвать полицию, советует правозащитник. Если вас пытаются обыскать насильно, вызывайте наряд сами.
При этом помните: показания к досмотру должны быть убедительные. Например, сигнал охранной рамки или видеозапись, если этого нет смело обвиняйте в присутствии полиции сотрудников магазина в клевете, хулиганстве и ограничении вашей свободы передвижения (что ни выберете, будете правы).
Если сотрудники магазина нарушают хотя бы один из данных пунктов, вы имеете полное право написать жалобу:
в территориальный отдел Роспотребнадзора;
в отдел по защите прав потребителей районной администрации (такой сейчас есть практически в каждом муниципалитете). Если нет звоните по «горячей линии» департамента потребрынка РО (863) 301 0 103;
в полицию (не только в случае кражи из ячейки хранения или попыток обыска сотрудники правоохранительных органов обязаны защитить вас от любого ущемления ваших потребительских прав и составить протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ);
если «ключевой фигурой» скандала является охранник, жаловаться на него можно руководству ЧОП или сразу в отдел
напрямую в прокуратуру и суд.
К слову, последний вариант недавно выбрала жительница Аксая, ставшая жертвой схожего самодурства администрации магазина ее не пустили в торговый зал с детской коляской. Прокурорская проверка показала: директор ООО «Ридер» издал противоречащий действующему законодательству приказ, в том числе запрещающий вход в магазин с коляской. Этот запрет, разумеется, прокуратура приказала отменить. А на «креативного» руководителя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.8 КоАП РФ.