Об индустрии изучения общественного мнения как инструменте, которым «вскрываются» любые проблемы, о способах повлиять на букву закона и действительность через социальную активность рассказал Константин АБРАМОВ, первый заместитель генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Константин Абрамов

— Константин Валерьевич, что есть социология?

— В первую очередь это зеркало общества. В западных странах инструментами социологии пользуются многие десятки лет. У нас этим занимались мало. В Советском Союзе социология была в загоне.

В конце 80-х появился ВЦИОМ — первая официальная социологическая исследовательская компания. Первые ее исследовательские задачи касались именно человеческих ресурсов, человеческого капитала, миграционных процессов… Все было связано, так или иначе, с трудом. На сегодняшний день социология труда — одна из самых мощных исследовательских дисциплин, и она востребована. Как государством, так и бизнесом.

Одна из главных задач сегодняшней индустрии изучения общественного мнения, если не главная, сделать практику использования социологических данных на всех уровнях власти регулярной. Это обратная связь общества с властью, которую, подчас справедливо, упрекают в том, что она работает на себя, а не на простых граждан.

— ВЦИОМ провел опрос около 15 тысяч жителей Ростовской области, выяснял отношение к органам власти. Каков результат?

— Свыше половины опрошенных — 52% — оценили положительно деятельность донского губернатора Василия Голубева. Это очень серьезный результат, в среднем работу губернаторов в России позитивно оценивают лишь 43% граждан, а негативно — 35%.

Год назад положительную оценку в Ростовской области губернатору поставили лишь 32%. Негативно оценили в 2011 году работу губернатора 17% респондентов, 60% затруднились дать оценку деятельности главы региона в 2010 году. В этом году количество жителей, затруднившихся оценить Василия Голубева на посту губернатора, составляло 31%.

— Какова погрешность такого исследования?

— Не больше 1%. Заметьте, что исследования с масштабом в 15 тысяч человек опрошенных мы поднимаем каждый год, такие исследования с большими выборками в рамках одного региона проводятся в РФ достаточно редко.

Но мы считаем, что замер один раз в год — этого мало для принятия управленческих решений и отслеживания социально политической ситуации в области! Надо, пусть и с меньшими выборками, но делать такие замеры не реже раза в месяц. Население России мы опрашиваем на регулярной основе один раз в неделю!

В Ростовской области сложилась сильнейшая исследовательская инфраструктура. И мы очень довольны ее работой.

— Бывали ли попытки подделать данные ВЦИОМ?

— Мы очень жестко отслеживаем все ссылки на ВЦИОМ. Благодаря тому, что у нас существует прекрасно отработанная система анализа контента в Интернете, мы смотрим, где, что и когда бывает. Ведь ложь всегда вылезет наружу. И как только это вылезает, мы ищем, откуда «ноги растут». И даем опровержение.

Но так как ВЦИОМ все-таки государственная структура, с нами стараются фальсификаций не допускать.

Хотя было время, когда по стране у нас существовали двойники. Был, например, ВЦИОМ-Адыгея. Хотя у нас не было там филиала. И перед прошлыми выборами в Госдуму нам пришлось основательно «почистить поле». Всех «двойников» мы официально уведомили, что будем обращаться в Генеральную прокуратуру. И попросили свернуть деятельность. Они позакрывались!

Поэтому сегодня там, где стоит пометка «ВЦИОМ» — это абсолютно точные, защищенные данные.

Один из наших филиалов расположен в Ростове-на-Дону, его возглавляет Валерий Потрапелюк. В зоне ответственности ВЦИОМ-ЮГ находится весь Юг России, хотя чаще всего мы, конечно, проводим исследования именно в Ростовской области. И в некотором роде это уникальный опыт!

— Как вы думаете, верит ли народ в ту социологию, которую ему показывают сегодня?

— Не люблю говорить «я так думаю»… Люблю ссылаться на цифры. А они показывают, что уровень доверия к данным, которые даем мы, очень высокий. Вообще к социологии доверие остается высоким, несмотря на создаваемые политтехнологами в предвыборные периоды так называемые «шарашкины конторы». Они, конечно, очень дискредитируют индустрию опросов общественного мнения.

Тут очень простая вещь. Что такое ложь и чем она отличается от неправды? Неправда — это просто неправда. А ложь — это целенаправленная неправда с элементами правды. И этот элемент политтехнологами используется сплошь и рядом. Самыми разными политическими силами.

Очень важно понимать, что в России существует несколько исследовательских социологических брендов, которым нет смысла размениваться на предвыборную кампанию. Нам это не выгодно! Кроме государства как заказчика, у нас существует большое количество других заказчиков. Если они увидят, что можно результаты купить, то мы просто потеряем рынок.

Что такое выборы? Это раз в четыре года «здесь будет город-сад». Раз в четыре года — «высокий политический сезон». Теперь еще реже. А остальное время чем мы занимаемся? Мы зарабатываем очень серьезными исследованиями, которые редко связаны с политикой, но в большей степени с социальным самочувствием, социальными болячками. Они вскрывают социальную реальность.

— Давайте посмотрим на «проблемный фон» Ростовской области. Что больше всего беспокоит людей, по данным мониторинга?

— Давайте, но сначала — общероссийская ситуация. Динамика такая, что за последнее время на первое место вышла ситуация в сфере ЖКХ и ЖКУ. Хотя эта проблема стабильно входила в тройку-четверку наиболее проблемных вопросов, которые затрагивают жителей России. Но в последнее время она стала лидером проблемного фона. Мы фиксируем это на протяжении всей осени. Скорее всего, связано это с наступлением холодов.

На втором месте низкий уровень жизни, на третьем — рост цен на товары и услуги. В «тучные» годы, до кризиса, инфляция всегда занимала первое место. Но как только мы вошли в кризис, она отошла на второй план.

Что еще? 37% жителей Ростовской области недовольны непомерно длинными очередями за справками в кабинеты чиновников. Стиль работы с населением не меняется, и люди говорят об этом всё чаще.

Еще один показатель — в крупных городах люди сейчас настроены более критично к нынешней власти и ситуации, чем в сельской местности. В мегаполисах есть некая усталость среди активного населения. Так, например, в Ростове-на-Дону число людей, готовых участвовать в протестах, выше, чем в среднем по области, и составляет 6%.

Большинство опрошенных, 57%, оценивают ситуацию в Ростовской области как спокойную, лишь 9% считают ее «благополучной». Четверть населения, 25%, считает, что ситуация на Дону «напряженная». Однако подавляющее большинство живет с надеждой на лучшее.

— Так как достучаться до власти? В том числе и с использованием такого инструмента, как общественное мнение. Как поставить государство под контроль общества?

— Никаких особых инструментов общество пока не придумало. Пока, к сожалению, власть очень отделена от народа своими кабинетами, стенами. Только по телевизору нам показывают, что тут есть активное взаимодействие.

Социология и опросная индустрия, в частности, могут оказаться теми инструментами, которые, на мой взгляд, способны изменить ситуацию.

Это обратная связь, когда люди могут заявлять какую-то конкретную проблематику. Это не мифологический инструмент, а реальный, конкретный. Самое главное, что мы можем замерить, вскрыть и обратить внимание власти не только на частные проблемы, возникающие в жизни людей, но и показать тенденции, закономерности, возникающие в общественном мнении динамично меняющегося мира.

Сейчас мы стали измерять не работу «вообще власти», а работу конкретных органов. Мы опрашиваем тех людей, которые в эти органы обращались. Мы выясняем, насколько они удовлетворены. Мы вскрываем всю цепочку оказания услуг власти населению. По этой цепочке мы вскрываем проблемные зоны власти.

Вот что должна в первую очередь делать власть? Глобальная ее задача — улучшить качество жизни. Но ведь нужно понимать, что каждому человеку, каждой группе нужны подчас разные вещи. Разный рейтинг проблем. У них разные потребности, запросы. И инструмент понимания того, насколько общество сложное, как с ними работать — мы и должны ей дать.

Что такое ВЦИОМ?

Всероссийский центр изучения общественного мнения — это давно уже не только центр опросов, а многопрофильная исследовательская компания полного цикла:

  • 120 партнерских компаний;
  • 3 межрегиональных исследовательских центра: ВЦИОМ-центр, ВЦИОМ-Урал и ВЦИОМ-Юг (охват — вся Россия, СНГ и страны Восточной Европы);
  • 5 000 человек в интервьюерской сети;
  • 80% сотрудников ВЦИОМа — выпускники социологических факультетов.