Продолжение. Начало в № № 539-541, 546-548, 563-565.

Если соберетесь в Москву, обязательно запишитесь на бесплатную экскурсию по городу. Столичный департамент культурного наследия запустил проект под названием «Выход в город» — цикл из 25 бесплатных экскурсий по значимым историческим местам. Проводят эти прогулки профессиональные москвоведы и исследователи архитектуры столицы. Принять участие в них может любой желающий, предварительно зарегистрировавшись на сайте проекта http://dkn.mos.ru/presscenter/news/text956.html, отправив заявку по электронной почте  info@vihodvgorod.ru или позвонив по телефону: 8 (499) 393-37-39 по будням с 10.00 до 19.00.

Успех проекта превзошел все ожидания: до середины декабря на бесплатных экскурсиях побывали 20 тысяч человек, ежедневно формируются три группы по 40 человек. В европейских столицах система бесплатных экскурсий существует уже несколько лет. В Москве сначала бесплатные туры проводили студенты, теперь это делают профессионалы. Еще одна московская новинка: экскурсии на автопаровозиках по паркам и особо охраняемым природным территориям Москвы. Паровозики будут курсировать в парке «Кузьминки-Люблино» на юго-востоке столицы, по Липовой аллее от Чугунных ворот до Храмовой площади, с заездом к вольерным комплексам и демонстрационной пасеке и экоцентру парка. Второй маршрут будет пролегать от Чугунных ворот до усадьбы Деда Мороза. Также паровозики будут ездить на Воробьевых горах, в парке «Тропаревский» и других особо охраняемых природных территориях города.

В Измайловском парке, возле которого мы живем, паровозики пока не предвидятся, и тем не менее парк производит впечатление — огромный, местами напоминающий настоящий бор, а местами — английский парк с аккуратно подстриженными аллеями и цветниками. Зимой тут выдаются напрокат лыжи. А на главном входе висит огромный плакат, рассказывающий, как Измайловский должен преобразиться в ближайшее время. В 2011 году на его развитие уже было выделено 500 млн. рублей. Так что скоро тут будет интернет-центр, второй каток площадью 12 тыс. кв. м, спортивная лыжная база. Малышам в парке больше всего нравится «Чудо-град» — русские потешные аттракционы по чертежам 18-го века, романтичным девушкам — катание на лодках по пруду, парням — спортплощадки и уличные тренажеры.

Впрочем, это еще что… Настоящим чудом станет парк имени Горького, вернее, уже стал после того, как 650 новых фонарей осветили весь Нескучный сад. А недавно тут открылся самый большой в Европе каток. Вход на него бесплатный, сначала тут и коньки выдавали, почти как в Европе, без залога, но наши граждане всего за несколько дней все коньки растащили. Пришлось выдавать их под залог 1500 рублей. Как только об этом стало известно, те же самые граждане вполне интеллигентного вида понесли украденные коньки обратно — сдавать за полторы тысячи. Так что больше подобных экспериментов администрация парка не проводит.

Встречать Новый год на улицах и площадях — тоже европейская традиция, под Эйфелевой башней в Париже собираются толпы людей. Прошлый Новый год мои сын и дочь встречали на главной площади в Венеции. Рассказывают, что было здорово: музыка, смех, веселье били через край. Вот только холодно и сыро, а заказать новогодний ужин даже в самом скромном ресторанчике им было явно не по карману. Присели за столик прямо на улице и… заплатили 15 евро (больше 600 рублей) за бутылочку шампанского 0,33 грамма.

Так что в нашей традиции встречать Новый год дома с салатом оливье и старыми песнями о главном есть свои плюсы. Прогуляться, конечно, тоже неплохо: в разных городах России, особенно в нашем Южном федеральном округе, давно уже в новогоднюю ночь устраиваются народные гулянья. Ростовская мэрия нас так не балует: и на Театральной площади, и в парке имени Горького народ из года в год развлекает себя сам.

Если погода будет совсем скверная, можно совершить экскурсию по метро. Месяц назад я совершенно случайно оказалась на станции «Римская» Люблинско—Дмитриевской линии (это между станциями «Чкаловская» и «Крестьянская застава») и просто остолбенела… Ну ничего похожего на другие станции, настоящий мини-музей современного искусства под землей. Особенно впечатляют скульптуры двух мальчиков — Ромула и Рема, играющих у настоящего фонтана (единственного фонтана в Московском метро). И грандиозная скульптура матери с младенцем над выходом со станции. Центральный зал отделан мрамором в стиле римских дворцов.

Все это великолепие делали известные итальянские архитекторы, скульпторы и художники. Станция была сдана в 1995 году, и сегодня это такая же достопримечательность, примета времени, как и скульптуры партизан на станции «Партизанская». «Римская» была 153-й станцией Московского метрополитена,  а сегодня в столице уже 182 станции, 44 из них признаны объектами культурного наследия. И, безусловно, памятники истории России. Увы, сейчас даже не все москвичи (особенно молодежь) знают, что во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. За время авианалётов в метро родилось 217 детей.

15 октября 1941 года лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен и в течение трех часов подготовить предложения по его уничтожению. Утром 16 октября 1941 года в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории, когда он не работал. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён.

В декабре было введено еще три новые станции, которые стали продолжением Люблинской линии. Метро очень было тут нужно: только на одном участке от «Марьино» до «Зябликово» линия проходит по районам, где проживает около полумиллиона жителей. В 2012 году планируется построить продолжение Замоскворецкой линии — от станции «Красногвардейская» до «Алма-Атинской», что в районе Братеево. А в ближайшие пять лет будет построено как минимум 36 новых станций метро. Линии метрополитена протянутся в ближнее Подмосковье, которое к тому времени станет частью Москвы. Впрочем, даже тогда Москва не приблизится к Нью-Йорку, где работает около 400 станций метро. Хотя население Нью-Йорка — около 8,5 млн. человек, а Москвы по данным последней переписи — 11,5 млн. человек. Это 8,1% от всего населения России. Москва фактически является сегодня самым крупным городом Европы.

Так что новые станции и линии метро нужно строить, если мы не хотим, чтобы наша столица впала в такой транспортный коллапс, который уже окажется несовместимым с нормальной жизнью. Моя подруга — журналистка московской газеты очень любит рассекать столицу на собственном авто, но в день, когда в редакции проходит обязательная для всех планерка, она едет на метро. Иначе рискует попасть в пробку и опоздать. Я спросила ее, коренную москвичку, как относится она к тому, что скоро Москва станет почти в два с половиной раза больше?

 Она над вопросом моим задумалась, а потом сказала: «У нас же земля золотая, каждый метр, а строить-то негде. Лужков тоже боролся за площадь, а Громов, губернатор Московской области, не хотел делиться. А уж когда Собянина назначили, Громова, видно, так «настоятельно попросили», что он не смог отказать. И еще: много ты москвичей коренных видела, у которых, как у меня, хотя бы пять поколений за спиной? А всем новеньким столица нужна как статус, возможность зарабатывать деньги и т.д. и т.п. Но она же, в конце концов, не резиновая!»

Молодой человек из «новеньких», приехавший в Москву всего десять лет назад учиться, а теперь работающий на очень неплохой должности за приличные деньги, ответил на тот же вопрос в совсем в другом ключе:«Я считаю, вполне нормальное это решение — расширить Москву! Столько народа привалило, надо же где-то их размещать…»

Как будет строиться «вторая Москва» и как это может отразиться на остальной России?

(Продолжение следует)