Продолжение. Начало в № № 539-541, 546-548, 563-565, 2–4.

Все за МКАД!

Если  хотите сделать москвичу приятное, спросите, есть ли у него дача. И приготовьтесь слушать подробный рассказ — это надолго. У столичных жителей их «фазенды», похоже, любимое место на земле, единственная отрада и приют отдохновения от «каменных джунглей» мегаполиса. Две сестры-старушки, с которыми я познакомилась в Москве, главным и самым радостным событием года считают переезд весной на дачу. «Я когда осенью возвращаюсь в город, — со вздохом сказала мне старшая сестра Ольга Михайловна, — прошу господа, чтобы дал мне еще чуток пожить и хоть разочек еще увидеть наш садик, наши грядочки и наши цветочки». Кстати, грядочки эти она в свои 89 лет  самолично поливает и пропалывает.

Ну а теперь представьте, какая паника началась среди владельцев подмосковных соток, когда мэр Сергей Собянин объявил о планах расширения Москвы как раз за счет Подмосковья (а других-то вариантов просто нет). Власти сразу начали успокаивать народ обещаниями «учесть интересы всех» при присоединении к столице 160 тысяч гектаров и постоянным населением около 250 тысяч человек (это не считая дачников). Был принят специальный закон города Москвы «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы». В нем написано, что присоединенные муниципальные образования сохранят статус, существовавший у них до этого. А на граждан, проживающих на присоединенных территориях, будут распространены все московские гарантии в области социального обеспечения, образования, здравоохранения, поддержки материнства и детства, граждан пожилого возраста и инвалидов. И самое главное: размеры ставок земельного налога для собственников и иных владельцев земельных участков, входящих в присоединенные территории, не могут быть выше размеров ставок, действовавших на момент присоединения.

Проще говоря, дачник не будет платить земельный налог по высоким московским меркам, тут все останется «по-подмосковному».

Закон предусматривает, что  решение вопросов развития присоединенных муниципальных образований должно учитывать мнение законных владельцев  земельных участков. То есть дачники, садоводы и огородники, постоянно прописанные по другим московским адресам,  могут принимать  активное участие в определении судьбы присоединенной к столице бывшей территории Подмосковья. Но… Не для того эти земли присоединяются к Москве, чтобы на них росли картошка с огурцами, все равно здесь, пусть не завтра, а через десять лет, но будет город, новые жилые кварталы со всей социальной инфраструктурой – школами, детскими садами, больницами, торговыми центрами. А дачникам придется искать себе «приют для отдохновения» где-нибудь за сто километров от Москвы. Уже сегодня в деревнях не только Московской, но и соседних областей раскупаются крестьянские подворья — будущие «усадьбы» москвичей.

Сколько стоит расширение Москвы?

Эксперты подсчитали, что расходы на «новую Москву» будут равны годовому бюджету страны. Геодезические изыскания на площади новых городских районов обойдутся примерно в 16 млрд. руб., проектирование и разработка генплана для них — в 32 млрд. руб. Выкуп участков под строительство жилых, нежилых и промышленных объектов будет стоить в пределах 1,1 трлн. руб., а само строительство — 9,35 трлн. руб.  В итоге получилось около 11 трлн. рублей, что сопоставимо с размером бюджета РФ.

В эти расчеты не включены расходы на объединение коммунальных служб, инфраструктуру, дорожную- и железнодорожную сети, привлечение рабочей силы, природоохранные мероприятия и многие другие значимые статьи расходов, которые нельзя будет исключить в дальнейшем. Однако  процесс  расширения Москвы будет растянут  лет на двадцать. Соответственно все эти затраты нужно делить на 20. И тогда становится уже не так страшно. В первом квартале этого года будет проходить  открытый конкурс на разработку стратегии развития Москвы до 2025 года.

В любом случае проект дорогой, кто же будет его финансировать?

Как рассказал журналистам заместитель мэра Москвы по экономике Андрей Шаронов, из федерального и московского городского бюджетов будет финансироваться строительство административного центра, в котором разместятся федеральное правительство, законодательное собрание и  правительство Москвы. Здесь же будет построен международный  финансовый центр. Появятся на новых территориях и другие бизнес-центры. И вот тогда, как ожидается,  за МКАД потянутся инвесторы со своими капиталами. Чтобы их привлечь, государство берет на себя создание инфраструктуры, прокладку дорог, электричества, связи, тепла, водоснабжения. Ведь это  федеральный проект.

В принципеэто нормально, так делается во многих странах, развивающих свою  национальную экономику и создающих благоприятный климат для отечественного бизнеса. Но увы,  у нас  огромные затраты на прокладку сетей к новым промышленным площадкам обычно ложатся обременением  на плечи инвесторов. Многие ростовские  предприниматели, с которыми я беседовала, сетовали на то, что даже прокладка электросети к новому промышленному объекту «влетает в такую копеечку», что само строительство этого объекта становится невыгодным. (Особенно, если учесть аппетиты наших монополистов — энергетиков, газовиков и т.д.).

Так что в Москве все собираются сделать правильно. А в остальных регионах? Бюджет ведь не резиновый и выходит, что столица опять «тянет одеяло» на себя. Ёе доходы от налогов  на прибыль вновь созданных предприятий и фирм еще больше возрастут, отчего российская провинция еще больше будет завидовать «белокаменной» и ее обитателям. А как может быть иначе, если уже сегодня разрыв в уровне валового внутреннего продукта по регионам составляет официально 14 раз, а фактически по оценкам некоторых экспертов 42 раза. Если так будет продолжаться, в социальном плане Россия перестанет быть единой страной. Видимо, это предвидели создатели Конституции РФ, записавшие в статье 114-й основного закона, что  правительство должно проводить единую социальную политику на территории всей страны. Пока это только благие пожелания, декларация, а не реальность.

Пустите в Москву ростовских таксистов!

Довольны ли сами москвичи своей жизнью? За редким исключением — нет. Все дружно жалуются на высокие цены на все — от продуктов до коммунальных услуг — «съедающие» даже приличные столичные зарплаты.И действительно, зарплаты в Москве втрое меньше, чем в Нью-Йорке, при том, что  московские цены всего на 40% не дотягивают до уровня цен в самых дорогих городах мира, в том числе и в Нью-Йорке.

Раз в три года швейцарский инвестиционный банк UBS проводит исследование в самых крупных городах мира. Согласно последнему опросу, Осло, Цюрих и Женева возглавляют список крупнейших мировых городов с максимальными ценами. За ними в списке следуют Токио, Копенгаген и Нью-Йорк. Наименьшие цены на потребительскую корзину в Маниле и Бухаресте.В исследовании приводится стоимость 122 основных товаров и услуг, рассчитанная по официальным курсам валют. Так, московский «пакет» тянет на 66% от одного из самых дорогих городов мира. Утешает лишь то, что после налогов и других обязательных сборов жители российской столицы в финансовом плане чувствуют себя несколько лучше: их доходы поднимаются почти до 36% от заработков жителей Нью-Йорка, выплативших все налоги.

Ненамного по доходам опережают москвичей жители Сеула, Гонконга и столицы Тайваня — Тайбэя. А жители Сингапура, Рио-де-Жанейро и Стамбула даже немного уступают москвичам. Если посмотреть на заработки обитателей Праги, Таллина и Варшавы, не превышающие четверти от нью-йоркских, а тем более Будапешта и Риги (менее 19-20% от доходов ньюйоркцев), то доходы москвичей  окажутся на высоте. Про жителей украинской столицы и говорить нечего:  доходы киевлян втрое меньше московских.

Итог исследования для жителей Москвы таков: покупательная способность московских заработков не превышает половины покупательной способности жителей Нью-Йорка, да и большинства крупных городов Западной Европы. С доходами москвичей по соседству в рейтинге оказываются жители Гонконга, столицы Словении Любляны и деловой столицы Южной Африки Йоханнесбурга.  Почти на четверть ниже покупательная способность доходов жителей Братиславы и Варшавы. На треть меньше, чем в Москве, товаров и услуг могут приобрести на свою заработную плату жители Риги, Бухареста и Будапешта.

Однако сами москвичи убеждены, что Москва — неоправданно дорогой город, в котором «цены выше, чем в Токио, а зарплаты на уровне Индии». Во всяком случае, такое мнение было у 87% жителей столицы, опрошенных в прошлом году  аналитиками Исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru. Понаблюдав за жизнью в Москве всего полгода, я к этому мнению присоединилась. Отправляя дочь-студентку московского вуза после новогодних  каникул назад в столицу одну и с большим чемоданом, я долго думала, как же ей добираться из Шереметьево. В Ростове мы без проблем заказали «экономичное такси»  из центра до аэропорта всего за 180 рублей (другая фирма, правда, просила все 300). В Москве же из аэропортов обычно едут на аэроэкспрессах до железнодорожных вокзалов. От Белорусского вокзала  дочери  до дома надо ехать на метро  с пересадкой на кольцевую линию, тащить чемодан по переходам и крутым лестницам тяжело. Зато по земле на машине ехать всего 15-20 минут, но таксисты берут за первые полчаса поездки 600 рублей. А за меньшую сумму они пассажиров в свое авто  вообще не сажают. Поэтому москвичи гораздо охотнее пользуются услугами «бомбил» — частных извозчиков. Однако 17-летней девушке с чемоданом и ноутбуком  одной «ловить тачку» страшновато, так что пришлось все-таки заказывать такси по «московским расценкам».

А еще москвичи жалуются на непомерно высокие тарифы ЖКХ. Но это потому, что они наших расценок не знают… 

Продолжение следует.