После прохождения в прошлом году участниками алкогольного рынка процедуры лицензирования в нашей области осталось всего шесть предприятий, производящих алкогольную продукцию. Кстати, водку никто из них не выпускает. Между тем в правительстве области рассчитывают, что количество акцизов от производства алкоголя и пива в этом году уменьшиться не должно. Почему? Ответ на этот и другие вопросы прозвучали на фестивале «Донские вина».
ОАО «Цимлянские вина», ОАО «Миллеровский винный завод», ООО «Ростовский комбинат шампанских вин», ООО «Мариинский спиртзавод», ОАО «Янтарное», ОАО «Кагальницкий молокозавод» в мероприятии приняли участие все нынешние участники алкогольного рынка региона. Фестиваль прошел при поддержке правительства области с участием представителей оптовых организаций, крупноформатных торговых сетей и общественного питания. Присутствовавшие могли не только познакомиться с условиями работы друг друга, но и попробовать все вина, ликеры или коньячную продукцию, выпускаемую предприятиями. Эксперты признали, что многим местным винам далеко до совершенства, но есть среди них и весьма достойные образцы.
Когда дегустаторы не знают, что пьют, могут даже не понять, что пробуют вовсе не отменное французское или итальянское вино, а донское, рассказал о своих наблюдениях Артур Саркисян, президент Союза сомелье и экспертов России.
Однако, отметили присутствовавшие, если купить бутылку хорошего донского вина за 500 рублей в Ростове еще можно, то в столице не стоит и пытаться. И объясняется это не только тем, что попасть на полки московских магазинов товарам из провинции непросто, но еще и предпочтениями россиян. Если рядом на витрине окажутся вина одинаковые по стоимости, но одно будет российское, а другое импортное, покупатель обязательно выберет последнее. Как считают эксперты, дело здесь всетаки в качестве самого вина. Не так уж часто наша винная продукция оказывается на высоте. Но это может сыграть и на руку донским производителям. Если они будут стоять на позиции качества своей продукции, то смогут легко занять места на столичных полках, тем более что в стране появился интерес к местным товарам. Особенно это заметно по ресторанной сети. Однако сегодня даже в тех из них, где представлена русская кухня, русских вин, как правило, нет.
Но ведь даже если на бутылке написано, что оно сделано на Дону, сырье для его производства было все равно завезено изза рубежа? спросили журналисты на состоявшейся в рамках фестиваля пресс-конференции.
Так бывает, но не всегда. Поэтому сегодня виноделы выступают за то, чтобы на бутылках в обязательном порядке было отмечено, из чего сделан напиток. Тогда покупатель будет знать, за что платит и что пьет. В правительстве области в свою очередь намерены поддерживать добросовестных производителей. Через СМИ планируется активно информировать население как о местах, где совершается нелегальный оборот спиртного, так и о наиболее качественных продуктах. С целью пресечения нелегального оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции продолжится работа «телефона доверия» в департаменте потребительского рынка. Разрабатывается проект областной целевой программы, направленной на выполнение задач, определенных концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения на 2013-2016 годы.
На фестивале отметили, что Донской край имеет продолжительную историю виноделия, более древнюю, чем некоторые районы Франции. Первые виноградники на нашей земле появились примерно в 8м веке. Причем развитие виноделия шло в ногу с общемировыми тенденциями. Например, шампанское стали активно выпускать у нас тогда же, когда и во Франции (в 18м веке), только рецептуру оно имело другую. А о качестве выпускаемых некогда нашими виноделами напитков можно судить и столетия спустя. По крайней мере, рассказывая о предпочтениях российской богемы своего времени, Пушкин пишет: « да вот, в бутылке засмоленной, между жарким и бланманже, Цимлянское несут уже » («Евгений Онегин», глава 5).
ОАО «Цимлянские вина», отпраздновавшие, кстати, в прошлом году 225й день рождения своей продукции, намерены использовать богатую историю предприятия не только с целью привлечения новых покупателей, но и туристов. Это же интересно посмотреть, каким было производство вина 100 или 200 лет назад, сравнить его с современными мощностями. Будет это лучшей рекламой и самому вину. Что больше говорит в пользу конкретного выбора, как не убеждение, что данный товар сделан из качественного сырья и с использованием лучших технологий?
В правительстве области очень надеются на развитие винных предприятий, ведь именно на них делается ставка при уходе с ростовского рынка производителей водки. Кроме того, летом этого года к алкогольной продукции начнет относиться и пиво, а значит, и его производители подвергнутся тем же процедурам, что и предприятия по выпуску крепких спиртосодержащих напитков. Однако в области надеются, что особых изменений это не повлечет. Крупнейший донской производитель пива компания «Балтика» предприятие на уровне, так что должно выстоять и в этих условиях, обеспечив и потребителей должным количеством напитков, и бюджет сбором акцизов не ниже прошлогоднего.