
Застать «чернобыльца» Владимира Матвеевича Мамотенко дома, на окраине хутора Сусат, не получилось. Отгоняя палкой здешних злых собак, соседка, Валентина Федоровна, сообщила, что Владимир Матвеевич опять лежит в районной больнице. Там мы и встретились.
Неужели приехали? Да еще и нашли меня здесь! Не могу поверить! Владимир Матвеевич явно разволновался. То и дело проводит рукой по лицу. Он тяжело дышит мучит одышка.
За шесть десятков лет судьба бросала его в разных направлениях в Ракетные войска, в шахтную лаву и в самое пекло чернобыльской аварии. Там он был дозиметристом, измерял «радики», но сколько при этом сам их получил сверх допустимого цифры, как всегда, весьма приблизительные.
Спустя время после возвращения они аукнулись проблемами со здоровьем и вылились в инвалидность. Таким, как Владимир Матвеевич, государство обещало поддержку, в том числе бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления.
Вместо обещанных трех месяцев я стою в очереди на улучшение жилищных условий вот уже тринадцать лет, говорит Владимир Матвеевич. И не вижу этому ни конца ни края.
Сначала, как имеющего на члена семьи 4,4 квадратного метра жилой площади, вместо положенных шести, его поставили в кварточередь в Семикаракорске по месту тогдашней прописки. Но позже обстоятельства заставили Владимира Матвеевича перебраться с супругой за двенадцать километров от райцентра, в хутор Сусат. Одновременно он был переведен в список очередников Сусатского сельского поселения.
Но в 2009 году, то есть фактически после десяти лет нахождения в очереди, жилищная комиссия поселения выкинула меня вон из списка, сидя в холле терапевтического отделения, Владимир Матвеевич пытается восстановить картину своих злоключений. Как так и почему? Ведь хата, в которой живем с супругой, не стала лучше. Как была без фундамента, с земляным полом, гнилыми подоконниками, печным отоплением и удобствами во дворе так и осталась.
В поисках правды Владимир Матвеевич прошел через нервотрепки нескольких судов. На их заседаниях глава сельского поселения Юрий Александрович Меркулов объяснял свою позицию изменениями в законодательстве. Теперь норма жилья для постановки на квартучет 10 квадратных метров, а у супругов Мамотенко в их неблагоустроенной хате перебор на целых 3,35 квадратного метра.
Между тем Семикаракорский районный суд вынес довольно взвешенное решение в пользу Владимира Матвеевича и обязал восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий с объяснительной формулировкой: «Ввиду нарушения органами государственной и муниципальной власти срока улучшения жилищных условий истца (Ред. вместо трех месяцев уже минуло тринадцать лет) суд приходит к выводу о сохранении за ним права состоять на очереди вплоть до выполнения своих обязательств органами власти».
Мы все документы собрали и уже отвезли в район, уверяет вынужденный подчиниться решению суда глава поселения. Тем более что Мамотенко за свой счет провел экспертное обследование дома, официально признавшее его ветхим и непригодным для проживания. Правда, в список 2012 он опоздал, а вот на следующий год уж точно будет включен. Ну а дальше все зависит от финансирования
Между тем живущий на ингаляторах и лекарствах «чернобылец» признается, что очень разочарован и уже почти не надеется получить от Отечества, которое когдато защитил от большой беды, обещанные квадратные метры благоустроенного жилья.

