По закону «О защите прав потребителей» магазин сначала сам отвечает перед покупателем за проданный некачественный товар, а потом уже разбирается с поставщиками.
Так и в сфере ЖКХ: ответ перед потребителем держит исполнитель коммунальных услуг. Этот постулат защиты прав потребителей ЖКХуслуг обсуждали на межведомственной комиссии с участием представителей министерства ЖКХ, департамента потребрынка РО и собственно исполнителей коммунальных услуг — глав управляющих компаний и ТСЖ.
Но если частные и муниципальные управляющие компании — это хозсубъекты, имеющие материальную ответственность, для ТСЖ такие взаимоотношения губительны. Совещание чиновников и управленцев по данному вопросу быстро превратилось, по мнению самих же участников, в «собрание ТСЖ». Председатели жилищных товариществ акцентировали: в связке «потребитель — исполнитель: ресурсоснабжающая организация» они — самое слабое звено.
— Мы не можем бороться с ресурниками, не можем выбирать: они — монополисты, — поясняла Екатерина Киселева, председатель ТСЖ «Антей», занимающаяся данным вопросом уже больше 10 лет. — На ТСЖ не распространяется действие закона о защите прав потребителей, хотя по сути мы — представители коллектива потребителей.
По словам председателей ТСЖ, они не могут спросить за качество ресурсов — зачастую договоры с РСО заключаются не в их пользу, а заставить прописать ответственность ресурсоснабжающей организации практически невозможно. Чиновникам продемонстрировали договор с ростовский «Водоканалом»: только чтобы привести его в соответствие с текущим законодательством, председателю ТСЖ «Благополучие» пришлось штурмовать офис компании в течение полугода. Причем с другими ТСЖ такую версию договора монополист подписывать отказывается — каждому приходится добиваться этого самостоятельно.
— Нам никто не помогает, говорят лишь о нашей ответственности, — жаловались управленцы. — Но как нам самим защищать наших потребителей?!
Причем решение они знают: создать на областном уровне типовые договоры, которые уже почти год со дня принятия соответствующего решения на федеральном уровне все никак не поступят от минрегионразвития. Управленцы просят создать рабочую группу под кураторством областного правительства, в которую входили бы не только чиновники, представители управляющих и ресурсоснабжающих организаций, но и юристы ФАС, Роспотребнадзора и прокуратуры.
— Мы сами живем в домах, которые обслуживаем. Являемся потребителями этих же коммунальных услуг. Но защитить права соседей и свои собственные не можем, – повторяли управленцы. — Нам никто не помогает.
Впрочем, помощь как обычным жильцам, так и управляющим организациям может и должна идти от отделов защиты прав потребителей при муниципалитетах. Это акцентировал директор областного департамента потребрынка Андрей Иванов. Проходящая вторым пунктом программы межведомственной комиссии «летучка» по работе данных отделов показала: считают коммунальные услуги вообще компетенцией ФЗ «О защите прав потребителей» лишь единицы, жалобы на ЖКХ с такого ракурса мало кто рассматривает. Между тем пример для подражания есть: в Волгодонске с прошлого года параллельно с отделом ЗПП при муниципалитете работает еще и отдел по защите прав потребителей коммунальных услуг. В том числе успешно помогает управленцам решать вопросы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогов подобного нет ни в нашей области, ни в России — может, это выход для «слабого звена» в сфере ЖКХ?