О потерях коммунальных ресурсов и проблемах, связанных с ними, говорят так много, что на жалобы жильцов обращают уже все меньше внимания. Есть потери, их надо оплачивать, чего уж там… Смиритесь! Но каждый месяц, да еще и по нескольку раз — когда владельцам квартир приносят счета за потребленные услуги, тема всплывает вновь и вновь. Потому что потери то падают, то растут, то исчисляются по-новому, то начисляются ошибочно, то оплачиваются по-другому… Словом, поговорить всегда есть о чем.
О потерях коммунальных ресурсов и проблемах, связанных с ними, говорят так много, что на жалобы жильцов обращают уже все меньше внимания. Есть потери, их надо оплачивать, чего уж там Смиритесь! Но каждый месяц, да еще и по нескольку раз когда владельцам квартир приносят счета за потребленные услуги, тема всплывает вновь и вновь. Потому что потери то падают, то растут, то исчисляются по-новому, то начисляются ошибочно, то оплачиваются по-другому Словом, поговорить всегда есть о чем.
Коллега увидела себя в «черном списке» должников по электроэнергии, вывешенном в подъезде. Неприятно и стыдно, тем более что несколько дней назад она разбиралась со своими «долгами», которые ей постоянно присылали, выяснила, что ничего не должна, потому что платит регулярно, и успокоилась. Но не тут-то было!
Женщина вновь перезвонила в организацию, занимающуюся сбором платежей, и там ей сообщили, что, оказывается, она все-таки должна четыреста рублей за «потери». Что ж, она уже почти собралась пойти и оплатить их когда спустя пару дней после появления списка ей пришла очередная квитанция. И там уже значился долг в тысячу сто рублей. Вновь надо ехать или звонить, выяснять, что же случилось за те два дня, что она не общалась с расчетным отделом компании-поставщика?
Среди народа ходит устойчивый слух если стойко не платить за «потери», то их и начисляют меньше. Если «потери» регулярно оплачивать они будут расти с каждым месяцем. Любой расчетный отдел опровергнет такие домыслы. Но в каждом слухе есть доля правды.
Все той же коллеге, которая постоянно оплачивает потребленную электроэнергию и постоянно оказывается в долгах, в расчетном отделе напрямую объяснили, что «потери» складываются не только из глобальных потерь в проводах, но и из неплатежей должников собственников жилья. Но сетовать на это не стоит. Как только соседи заплатят, потребление энергии пойдет со знаком «минус», и потери станут вовсе не потерями, а, напротив, прибылями. Правда, случается такое, увы, нечасто. Странное объяснение, не находите? Неофициальное, конечно же.
С водой все обстоит по той же схеме, только еще сложнее. Дело в том, что электрические счетчики есть у всех, а вот водяные только в некоторых квартирах. Остальные платят «по норме». Норму они могут недобирать, могут превышать И если не так давно «потери» распределялись между жильцами дома, у которых есть счетчики, то сейчас они уже распределяются между всеми, а в будущем, как говорит всезнающий народ, наоборот, будут распределяться только между теми, у кого счетчиков нет.
Самое примечательное в начислении потерь то, что их мало кто видит. Старший по дому, если он человек ответственный, присутствует при снятии показаний с общедомового счетчика, на основе которых и рассчитывают потери. Но перед каждым жильцом он, естественно, не отчитывается, да и сам может чего-то не понять. Каждую квитанцию он проверять точно не станет. Поэтому как разбиваются потери на квартиры, какой будет сумма поквартирных потерь, ведает только расчетный отдел ресурсоснабжающей организации. Все в его власти! А если вдруг выясняется, что потери начислены несколько не так Ну, проблема пересчитать, что ли? Вам лично пересчитают. Остальным вряд ли.
Ресурсоснабжающие организации не устают повторять, какие убытки они несут ежемесячно. При этом, как ни удивительно, они все-таки ухитряются сводить концы с концами. Да что там большинство компаний живет припеваючи. Платят хорошие зарплаты и премии сотрудникам, строят новые здания, покупают технику. Печально известная «Донская водная компания» так вообще содержала несколько газет, которые совершенно бесплатно распространяла приличным тиражом. Надо ведь еще и формировать положительный имидж компании! И денег на это не жаль.
А ведь потери, к слову сказать, заложены и в тарифе, утвержденном для ресурсоснабжающих организаций. Конечно, это не те потери. Но ведь тоже потери! Человеку, далекому от коммунальных служб, разобраться почти невозможно.
И все же люди хотят знать. Плательщики не столько возмущаются тем, что нужно платить за прохождение электричества по проводам внутри дома или за утечку воды в подвале (хотя и это сильно раздражает), сколько тем, что совершенно непонятно, откуда берутся те или иные цифры. Непрозрачность счетов, обобщение долгов одна из главных претензий к поставщикам услуг.
Так, может, все-таки стоит поднапрячься и объяснить людям, сколько и за что они платят? Свою газету учреждать для этого, пожалуй, не стоит. А вот проявлять больше открытости и печатать подробные счета не помешало бы. Да, при плохих раскладах, когда несколько сотен жильцов сразу не заплатят вовремя, можно и без премии за выполненный план остаться. Зато честно. Разве дело того не стоит?