У этого учреждения настолько длинное и трудно запоминающееся официальное название, что в народе его называют коротко и просто — «бомжатник». Хотя директор Ростовского комплексного социального центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства Геннадий Ирадионович Смольянов считает употребление аббревиатуры «бомж» очень некорректным и не соответствующим современному укладу жизни.
Получается, бомжом можно назвать любого, даже состоявшегося, гражданина, который в силу определенных взглядов не приобретает постоянное жилье, а арендует, да еще часто переезжает из города в город, отстаивает свою точку зрения Геннадий Ирадионович.
Тем не менее состоявшиеся и успешные в это учреждение не приходят. Здесь лишь те, кто силой обстоятельств или собственной глупости попал в трудную жизненную ситуацию, оставшись без дома и даже без документов.

«Обстоятельства» это когда девушка-сирота получила в Кемеровской области квартиру, вышла замуж за военного, а потом переехала с ним в Ростовскую область, где он на жилищный сертификат приобрел дом, оформил его на себя, встретил новую любовь и, как собственник недвижимости, попросил жену освободить помещение. Или родственники продали стариковский дом в деревне и забрали его к себе в городскую «трешку» доживать век, но вскоре не поладили: то он по привычке рано встает, то слишком долго по утрам занимает ванную комнату слово за слово, дедушка обиделся и ушел куда глаза глядят
«Собственная глупость» это когда по пьяной лавочке за ящик водки подписал бумаги и продал свое единственное жилье или в тюрьме провел много лет, в конце концов вышел, а идти некуда, кроме как в очередной казенный дом в виде социального центра.
Отдельная, но немногочисленная категория «идейные» или «путешественники». Принципиально ведут кочевой образ жизни. Ушли в него настолько, что вернуть их обратно уже почти нереально.
Ежемесячно через Ростовский центр проходят десятки человек с очень разными судьбами. Большая часть трудоспособного возраста. Только на питание каждого из них государство в сутки выделяет от 120 рублей. Плюс содержание, обслуживание. Но вопросом их устройства на работу всерьез в стране никто не занимается. То ли в силу сложности проблемы, то ли потому, что вместо статьи «тунеядство» теперь установка кардинально другая: «Не хочешь работать не заставим!»
Но утверждение, будто все бездомные не хотят работать, не соответствует истине, уверяет Геннадий Ирадионович. Другое дело, многие из-за возможности устроиться без предъявления документов и получить деньги сразу выбирают путь «серого» рынка рабочей силы, где сплошные нарушения от отсутствия охраны труда до выплаты вознаграждения. Заработанное одни тут же и пропивают, другие откладывают именно на то, чтобы вернуться к нормальной жизни и, прежде всего, легализоваться заплатить штрафы и пошлины за утерянные и новые документы. Официального пути трудоустройства многие избегают. До службы занятости, куда мы периодически выдаем направления, доходят единицы. Наверно, еще и потому, что пугает невозможность за что-то ухватиться. Например, на что жить две недели до первой зарплаты и вообще где жить, если аренда не по карману, а ведомственных помещений у предприятий больше нет?..
Геннадий Ирадионович все-таки не оставляет идею хотя бы в пределах Ростова сдвинуть проблему с «мертвой точки». Уже в ближайшее время он начнет реализацию проекта, цель которого придать трудоустройству бездомных посредством службы занятости системный характер. Из числа клиентов центра выберут несколько благонадежных, которые должны будут пройти весь предусмотренный законодательством путь, от первого визита в службу занятости до получения направлений к потенциальным работодателям или постановки на учет в качестве безработного, что даст возможность не только получать пособие, но и самое главное участвовать в общественных работах и других многочисленных программах занятости: по обучению новой профессии, повышению квалификации, открытию собственного дела.
Надеемся, что пример тех, кому посредством официального трудоустройства удастся подняться «над своей сложной жизненной ситуацией», внушит надежду и другим, говорит Геннадий Ирадионович.
Пока же, как констатируют самые разные источники, наличие у бездомных постоянного места работы явление крайне редкое в масштабах не только Ростовской области, но и страны в целом.