
Все уже круг общедоступных мест в Ростове. С переходом в частные руки многих исторических зданий, бывших некогда кинотеатрами и библиотеками, вход в них простым ростовчанам заказан. Не лучше, когда общество лишается бульваров и парков. Не исключено, что в скором времени жители Ростова могут потерять и любимую набережную — украшение донской столицы.
На эту мысль наводит недавнее постановление мэра Ростова за № 348 от 15.05. 2012. Полностью документ называется «Об утверждении откорректированной документации по планировке территории
Суть постановления в том, чтобы перенести на территории набережной на отрезке от Державинского спуска до 17-й линии так называемую красную линию. В градостроительстве красная линия твердая граница, отделяющая застроенную территорию от незастроенного пространства (площадь, улица, сквер, парк, бульвар), за которую не должно выходить ни одно из строений квартала. На чертеже планировки набережной, утвержденной мэром, ясно видно, что красные линии переносятся от северной части улицы Береговой к южной к самому урезу воды, руслу Дона. Это означает, что пешеходная часть набережной станет открытой для застройки капитальными строениями.
По сведениям депутата Законодательного собрания Адама Батажева, на месте Выставочного зала Союза художников планируют построить зал общественных собраний (ресторан), объекты общественного питания, розничной торговли сувенирной продукцией и обслуживания туристов. Казалось бы, все на благо человека и развития туризма?
Отнюдь нет! Для ростовчан это может обернуться потерей набережной, участки которой могут перейти из муниципальной собственности в частные руки. А еще повлечет за собой нарушения целого ряда законов Водного кодекса России, Градостроительного кодекса, Кодекса внутреннего водного транспорта и других. Пытаясь отстоять право горожан беспрепятственно гулять по набережной, депутат ЗС РО Адам Батажев опубликовал открытое письмо, где выражает возмущение попыткой властей Ростова поменять статус набережной, превратив ее из достояния городского сообщества в собственность отдельных лиц.
А вот мнение председателя ростовского отделения ВООПиК Александра Кожина: «Это самое настоящее наступление на одно из общественных достояний города ростовскую набережную. В последние годы многие выражают недовольство тем, что на месте привычного тенистого бульвара, где так любят гулять ростовчане, выросли многочисленные шашлычные и пивные. Набережная превратилась в злачное место, куда не пойдешь прогуляться с семьей. Но может быть еще хуже. Если постановление мэра о переносе красных линий успешно пройдет общественные слушания, то набережная будет обречена. Возводить строения можно будет от самой береговой кромки. Сегодня начинают с самого безобидного и запущенного ныне участка набережной. Но когда прецедент будет создан, ничто не спасет набережную и в центре города на участке от Буденновского до Кировского от застройки капитальными строениями с их последующей приватизацией. А это значит, что повторится судьба левого берега Дона по нему сегодня не прогуляешься, всюду заборы до самого уреза воды, частная собственность. Когда то ростовская набережная была недоступна для прогулок, и стоило больших усилий открыть ее для горожан. Сегодня власти города противоречат сами себе: одной рукой они ликвидируют ларьки, палатки и маленькие магазинчики в районе Соборной площади; другой подписывают документ, который дает зеленый свет капитальным строениям на набережной. По моему глубокому убеждению, единственное здание, которое было достойно стоять на набережной это Выставочный зал Союза художников, ныне снесенный. Его необходимо восстановить. А расширять сеть капитальных шашлычных, ресторанов, магазинов на месте бульвара набережной не значит развивать ее».
С мнением А. Кожина трудно не согласиться. Сокращение общественных мест в Ростове налицо. Навсегда ли закрылся для ростовчан доступ в красивейшие здания Большой Садовой, куда некогда мог прийти любой желающий в кинотеатры «Родина» и «Комсомолец», библиотеку им. Горького в доме Нидермайера? Сегодня эта недвижимость частная собственность, которую можно продавать, закладывать. Такая же участь постигла и знаменитый стереокинотеатр «Прибой» на той же Береговой. И не хотелось бы, чтобы их судьбу даже на отдельных участках повторила одна из главных достопримечательностей южного Ростова, лицо города со стороны Дона.
В XIX веке вся набережная была застроена амбарами и складами, спускавшимися до самой воды, сквозного проезда и прохода по ней просто не существовало. В 1897 году ее начали благоустраивать на участке от устья Темерника до Богатяновского спуска: пакгаузы и склады от берега убрали, обозначили красную линию, начали мостить тротуары и проезжую часть. Помешала Первая мировая война. В современный вид ростовскую набережную привели вскоре после Великой Отечественной войны в 1949 году. Проект набережной разрабатывал главный архитектор Ростова, знаменитый Ян Ребайн. Мемориальная доска, посвященная ему, размещена на одной из опор Ворошиловского моста. Неподалеку памятник «буревестнику революции» Максиму Горькому, жившему, кстати, именно в этом квартале Ростова в пору своих скитаний. Мало кто помнит, что установлен он на постаменте, оставшемся от другого памятника «отцу народов» Сталину Пройтись по набережной не просто приятно, но интересно: вот скульптуры, посвященные самому Шолохову и героям его произведений, вот знаменитые Парамоновские склады привет от Ростова купеческого. Идешь вдоль Дона и словно листаешь страницы истории города. Что и говорить, «лицо» набережной создавалось не одним поколением ростовчан, любивших своей город. Если ситуация изменится, и набережная перестанет быть доступной для общества, то вслед за недоумением горожан может прийти и возмущение

