Конечно, июльское повышение тарифов на услуги ЖКХ все мы встретили без удовольствия. Но любое наше неудовольствие меркнет на фоне картины, которую нам довелось наблюдать вчера в Первомайском участке Информационно-вычислительного центра ЖКХ Ростова. Перерасчет оплаты услуг, связанный с изменением цен, заставил вспомнить об эпохе развитого социализма, отличавшейся, как известно, развитыми очередями.

Мы словно перенеслись лет этак на 40-50 назад, когда фразы «кто крайний?» и «вас здесь не стояло!» звучали, как лозунги дня, а листки с тщательно переписанными фамилиями очередников заменяли все законы, уставы и морально-этические нормы вместе взятые.

Казалось бы, канули те времена в Лету вместе с продовольственной программой и прочими увлекательными вещами. Однако не зря же диалектический материализм твердил нам о спирали развития, когда исчезнувшее было явление вдруг неожиданно и гордо заявляет о себе. Спиральная идея подтверждается блестяще в Первомайском участке ростовского ИВЦ ЖКХ. Очередь, похоже, желает остаться символом нашего бытия.

Вот уже который день входящего в тесные коридоры Первомайского участка встречает массовое скопление людей. Очередь начинается на лестнице и тянется, уплотняясь, в глубины учреждения. А там обнаруживаются новые ее ручейки. И на каждый — свой список. Кому-то надо получить справку, кому-то — оформить счетчик. Но основную массу людей привела сюда необходимость произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг. К скромной двери участка ИВЦ по лабиринтам окрестных дворов стекаются граждане сразу из двух ростовских районов — Первомайского и Ворошиловского. Приходят засветло, записываются в заветный список, и кто остается стоять, а кто — поопытнее и посметливее — отправляется по своим делам, зная, что раньше чем после обеда к заветному окошку не подойдет. Именно так поступил пришедший переоформить счетчик Николай Иванович. Несколько безрезультатных предыдущих дней научили его верной тактике, и теперь, не желая больше отпрашиваться с работы, он, записавшись, отправился прямиком туда:

— Потерял, понимаешь, целый день, стоя здесь, — рассказывает он. — А когда вошел в кабинет, выяснилось, что до того мне надо было побывать в «Энергосбыте», что в добром десятке километров отсюда…

А Таисии Васильевне торопиться некуда. Она пенсионерка. Как и большинство собирающихся здесь в эти дни. И она намерена выстоять всю очередь на перерасчет до победного конца. Правда, номер ее то ли трехсотый, то ли даже больше, но сотрудники участка твердо обещали всех принять. Для чего являются сюда еще раньше первых посетителей. Но увы — численный перевес на стороне последних. Что этим последним явно не в радость…

В самом деле, какая уж радость от многочасового стояния в душных тесных коридорах? Да еще в летний зной… А вот обмороки и прочие неприятности — здесь вещи привычные. За то недолгое время, что мы провели в участке, вдоволь наслушались таких рассказов. Причем, как говорят, чаще не выдерживают молодые. Более пожилые — народ закаленный километровыми очередями поры тотального дефицита. Именно они поддерживают относительный порядок в людском муравейнике, в который каждый день превращаются коридоры участка.

Бдительные бабушки даже близко не подпустили меня к двери начальницы:

— Займете только время, а очередь двигаться не будет. Да и нездорова она. Домой за полночь уходит…

Люди уверены: жалобами очередь не сдвинешь. Да и куда жаловаться? Ни одного адреса, ни одного номера телефона, по которому можно было бы сообщить о происходящем, на участке нет. Так что трудно даже сказать, знают ли о происходящем городские начальники всех мастей и рангов.

Наши попытки поставить этот вопрос перед соответствующими инстанциями ничего утешительного не дали. В приемной вице-мэра Ростова Владимира Киргинцева, оказавшегося на момент нашего звонка занятым, с ответом затруднились. Порекомендовали обратиться непосредственно к тем, кто «в курсе». Один из них — начальник Информационно-вычислительного центра ЖКХ города Дмитрий Евгеньевич Демин был на выезде. В приемной, выслушав нашу информацию, взяли редакционный телефон, пообещав связать с нами начальника. Пока звонка из Центра не было. Ждем-с…

А попутно информируем всех, кого положено — от мэра и ниже, о совершенно нетерпимой ситуации с обслуживанием граждан по системе «одного окна», сложившейся на Первомайском участке ИВЦ ЖКХ (подозреваем, что не только там). Будем откровенны: иначе как издевательством над людьми ее не назовешь. Явно его организаторы, поспешив исполнить требование губернатора о повсеместном внедрении многофункциональных центров и других прогрессивных форм обслуживания населения, поняли термин «одно окно» буквально. И превратили соответствующие конторы в настоящие дома с одним окном. А от него, как известно, ни света, ни воздуха, ни какой другой пользы.