Три года ростовская школа № 77, которой руководит В. Г. Кулава, — в автономном «плавании». Учителя говорят, что работать в «автономном» учреждении намного интереснее, чем раньше. А ведь вначале, когда Вениамин Григорьевич предложил коллегам перейти из бюджетной школы в школу автономную, никто ура не кричал — все испугались.

Ему долго приходилось убеждать и педагогов, и родителей, что с изменением юридического лица в учебном процессе ничего не изменится. Многие считали, что с изменением статуса школа лишится бюджетного финансирования. Но этого не произошло. Зато у школы появилась возможность привлечения внебюджетных средств.

Вы нам — деньги, мы вам — знания

В школе — автономном учреждении платными являются только дополнительные услуги. Между школой и родителями заключается договор по каждому направлению: учеба, спорт, углубленное изучение тех или иных предметов.

Взять, к примеру, ЕГЭ. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя на экзамене и получил хороший результат, родители заключают договор, в котором оговариваются все нюансы подготовки к единому государственному экзамену — своеобразного тренинга. И каждый педагог заинтересован в том, чтобы очень хорошо подготовить ребенка к ЕГЭ. Ведь итоговая аттестация как лакмусовая бумажка. Невысокие результаты, полученные учеником по ЕГЭ, послужат для родителей поводом отказаться от услуг учителя, не сумевшего подготовить ребенка, а сам педагог задумается, качественные ли знания он дает, не надо ли подучиться самому.

— А хороший педагог всегда востребован, — говорит Вениамин Григорьевич.

В этом году школа выпустила три одиннадцатых класса. Есть ребята, которые получили по 100 баллов по одному предмету. Из всех детей, обучающихся в школе, платные образовательные услуги получают до 400 учащихся (всего в школе 1273 ребенка). В перечне платных услуг предусмотрен дополнительный час занятий в спортивных секциях. А с вводом в эксплуатацию нового бассейна, который вскоре будет построен в 77-й, появится возможность проводить дополнительный час плавания.

Но больше всего директора и педагогов радует то, что дополнительные занятия позволяют оберегать учеников от негативного влияния улицы.

Сколько получаем, куда тратим?

Когда речь заходит о платных услугах в школе, многие в панике хватаются за голову: «Придется выкладывать большие деньги». Давайте считать. Стоимость образовательных услуг берется не с потолка. Цена одного часа занятий определяется комитетом по ценам городской Думы и обходится родителям в 50-60 рублей. Допустим, подготовка будущих первоклашек включает четыре часа занятий в месяц. На одного выходит 200 — 240 рублей. В принципе, не так уж дорого. Теперь, что касается зарплаты учителей. В 77-й педагоги получают 17 тыс. рублей — это самый высокий средний показатель по зарплате среди школ Советского района города. Есть педагоги, заработок которых составляет и 30 тысяч. Но учителя знают, что такую сумму можно заработать при нагрузке до 40 часов. С материальной точки зрения педагоги высоко оценили возможности перехода школы в автономное учреждение:

— Помимо образовательных услуг, есть и другие источники дохода. К примеру, раньше, когда мы сдавали часть помещений в аренду, деньги от аренды шли в районный бюджет. Сейчас они остаются в школе.

Внебюджетные средства позволяют расширить хозяйственную самостоятельность школы. А дополнительные источники финансирования позволяют решать проблемы педагогического, административно-технического персонала. В частности, оплатить педагогам, воспитателям учебу на курсах повышения квалификации, привлечь новые высококвалифицированные кадры.

Девять шагов к «автономке»

С нового учебного года в одних школах собираются переходить в автономное учреждение, в других пока думают: стоит ли? Вениамин Григорьевич советует коллегам не сомневаться. И переходить в «автономку» пошагово.

Первый шаг. Внимательно изучить соответствующий закон. Четко понять различия бюджетного и автономного учреждения, остановившись на выигрышных моментах. И только после этого обсудить вопросы на общем собрании коллектива.

Также очень важно обратить внимание на техническое состояние образовательного учреждения. Если в школе течет крыша, трубы на хомутах, обваливается штукатурках — пока (да простят меня вышестоящие руководители) муниципалитет или учредитель не выполнят свои обязательства и не отремонтируют школу, переходить в статус автономного учреждения торопиться не надо. Автономность — не привилегия, это огромная ответственность. Школа должна функционировать, чтобы обеспечить учебный и воспитательный процесс. И никто вас не поймет, если в здании лопнула труба, а вы закрыли школу и отпустили детей гулять.

О переходе школы в автономное учреждение необходимо поставить в известность учредителя (в нашем случае это городское управление образования) хотя бы в устной форме.

Второй шаг. Протокол решения собрания нужно направить учредителю. Учредитель, согласно разработанным критериям, изучит портфолио школы, оценит возможность и целесообразность создания автономного учреждения и вынесет свой вердикт.

Третий шаг. Школе необходимо будет получить выписку из реестра муниципальной собственности, в которой указывается имущество школы, определяется его стоимость.

Четвертый шаг. Заполнить утвержденную постановлением правительства РФ форму-предложение о создании автономного учреждения. К форме прилагаются копии подтверждающих документов.

Пятый шаг. Подготовить проект устава автономного учреждения в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании».

Шестой шаг. Учредитель и школа должны составить перечень имущества, в том числе недвижимого и особо ценного движимого имущества, передаваемого в оперативное управление.

— Хочу посоветовать моим коллегам при проведении инвентаризации без сожаления избавляться от ненужного имущества. Мы как бедные люди всегда думаем: что-то пригодится. Никто из детей никогда не сядет за парты образца 20-летней давности и не будет работать за старыми компьютерами. Все это — списать и выкинуть. Остается особо ценное движимое и недвижимое имущество, которое передается автономному учреждению.

Седьмой шаг. Приказом начальника городского управления образования утверждается новая редакция устава и согласовывается с ДИЗО.

Восьмой шаг. Подписывается распоряжение администрации города о создании автономного учреждения. Устав регистрируется в инспекции федеральной налоговой службы.

Девятый шаг. Директор заключает новый контракт с учредителем уже в должности руководителя автономного образовательного учреждения. И формирует наблюдательный совет.

— Многие допускают ошибку, когда создают совет из 10 человек. Столько участников совета вы вместе вряд ли соберете. Оптимальный вариант — 5 человек. Не назначайте председателем наблюдательного совета высокопоставленное лицо. Как правило, это очень занятый человек. И каждый раз приходить ему на совет будет просто некогда, у вас могут возникнуть определенные проблемы…