В свое время общественно-деловой центр (ОДЦ) «Город будущего» стал — не побоимся громкого слова — одним из символов Шахт. О том, как здесь организовано то, что на языке административной реформы называется предоставлением гражданам государственных и муниципальных услуг, рассказывалось много и охотно. О «Городе будущего» узнали далеко за пределами Ростовской области. Новаторский подход к работе местной власти с гражданами высоко оценил сам «отец административной реформы» Сергей Нарышкин…

Потом в Шахтах наступили перемены, и о «Городе будущего» уже столько не говорилось. А то, что говорилось, вызывало тревогу. Рассказывали, например, что муниципальные службы одна за другой съезжают, уступая площади центра всевозможным бутикам… Так или иначе, увидеть своими глазами, что сегодня происходит в стенах «Города будущего», стоило. Вот и отправились мы с фотокорреспондентом Алексеем Ковтуном в Шахты.

Сразу скажем: «Город будущего» продолжает действовать. Его директор Тамара Борисовна Гольцева (на фото) считает положение общественно-делового центра прочным:

— Продолжает работать Многофункциональный центр, действует отделение Пенсионного фонда, открылось недавно отделение Сбербанка, принимающее все необходимые платежи, разместились налоговики…

Однако есть и потери. Одними из первых уехали «гаишники», осуществлявшие оформление и техосмотр автотранспорта. Вслед за ними потянулись соцработники городского департамента социального развития и отделение миграционной службы.

«Город будущего» работает на принципах частно-государственного или же, применительно к условиям Шахт, частно-муниципального партнерства. У площадей ОДЦ есть собственник, но размеры коммунальных платежей за такую громадину, как «Город будущего», залы которого напоминают помещения современного аэропорта, сегодня таковы, что их ему, не привлекая арендаторов, не потянуть. Одно лишь кондиционирование 8 млн. рублей в месяц требует.

Не в последнюю очередь материальные соображения заставили руководство «Города будущего» сдать часть площадей в аренду магазинам. Здесь работают и такие крупные, как «Поиск», и более мелкие. Что, впрочем, не только не составляет неудобств для посетителей, но встречено многими вполне благожелательно. Да и сами магазины не намерены покидать территорию центра. Значит, есть им от торговли тут выгода…

Свое понятие о выгоде и у миграционной службы. Не имея возможности и желания оплачивать «коммуналку», здесь предпочли просторным помещениям «Города будущего» тесные и душные приемные в собственном здании. Похожими резонами руководствовались и соцработники. С ГИБДД несколько сложнее: существует приказ министра внутренних дел, который запрещает структурам министерства использовать не принадлежащие государству площади. Оттого простаивают сегодня отлично оборудованные ангары для техосмотра, пусто за стойками оформления транспорта. А ведь одно время сумели сюда даже медиков привлечь, чтобы медосмотр, необходимый при оформлении водительских прав, проводили.

— Об этой проблеме знает генерал Лапин (начальник ГУ МВД по области.— В.К.), — замечает Тамара Борисовна. — Настроен на то, чтобы решить ее…

Ищут городские власти взаимопонимания в этом вопросе и с другими ушедшими из «Города будущего» структурами. Понятно, что при существующем порядке вещей это будет нелегко. Наша нормативно-правовая база приходит в явное противоречие с новыми формами взаимодействия власти и населения.

— И государство, и общество еще не научились эффективно взаимодействовать с предприятиями, работающими на принципах частно-государственного партнерства, — так формулирует проблему применительно к возглавляемому ею центру директор «Города будущего».

Интересно, что структуры, рожденные на волне муниципальной реформы, к такому взаимодействию приходят легко. Так, не видят никаких нерешаемых проблем и очень довольны своим пребыванием в «Городе будущего» работники МФЦ:

— Мало того, что наш МФЦ в условиях «Города будущего» смог реализовать все регламенты, предписанные ему нормативными документами: организовать все необходимые секторы по работе с клиентами, наладить электронную очередь, — так еще и люди могут получить услуги от нас в максимально комфортных условиях. Без многочасовых бдений у стоек, без беготни по различным конторам в разных концах города. Все в одном месте… — рассказывает представитель МФЦ Лариса Образцова.

Собрать практически все нужные людям службы в одном месте — вот сверхзадача «Города будущего». В отличие от простых многофункциональных центров, с которых, кстати, он и начался, ОДЦ — структура более высокого порядка. Понятно, что такой уровень сегодня не каждому муниципалитету по плечу. Потому губернатор, являющийся, как известно, главным распорядителем бюджетных средств в области, поставил задачу создать в каждой территории типовой МФЦ. Что, впрочем, не отменяет вероятности в будущем по мере роста возможностей создания и развития структур, подобных шахтинскому ОДЦ. И в этом смысле вопрос, поставленный в заголовке, звучит чисто риторически. Безусловно, такое будущее у «Города будущего» есть. И более того: его не может не быть, если мы твердо намерены зажить лучше и достойнее.